Национальное Бюро Расследований.
партнеры проекта
ГЛАВНАЯ   |   О ПРОЕКТЕ   |   КОНТАКТЫ   |   БЛОГ   
Господа дерутся
Ирина Моргунова,
"Пермские Новости".


Кризис грянул. И речь отнюдь не о финансовом кризисе, а о коммунальном. Производители тепла не досчитываются у себя более 1 миллиарда рублей, и тем временем достаточно большая часть жителей города Перми (которые в своём большинстве добросовестно оплачивают коммунальные услуги) сидит без горячей воды. Под угрозой её отключения и некоторые другие территории Пермского края. Где деньги? Вырисовывается два противоборствующих мнения.  Одна сторона убеждена, что деньги жителей «застревают» в «Пермской сетевой компании» (ПСК), другая - что эти деньги «кроят» управляющие компании. Видимо, только прокуратуре под силу разобраться.  

Показательно, что кризис назревал уже давно - ещё в марте текущего года были обнародованы огромные задолженности, которые возникли между участниками системы теплоснабжения Перми. ПСК задолжала производителям тепла порядка 1,4 миллиардов рублей, а тепловики, соответственно, задолжали поставщикам газа, электричества, воды.

Тем не менее, «снег выпал», как всегда, неожиданно. С 26 мая текущего года (были  отключения и в начале мая) «Пермрегионгаз» прекратил поставку газа на котельные «Пермгазэнергосервиса» (ПГЭС), в результате чего без горячей воды остались более 85 тысяч жителей Перми и 70 учреждений, включая школы и больницы. Это котельные в Мотовилихинском, Орджоникидзевском и части Свердловского районов.

ПСК - вторая Украина

По словам гендиректора ПГЭС Дениса Ушакова, на 3 июня 2009 года задолженность ПСК перед ПГЭС составляет 466,5 миллионов рублей (что составляет почти 50% оборота ПГЭС в Перми), в том числе 40 миллионов рублей - безосновательно неакцептованные суммы. «Все попытки снять разногласия по акцепту предъявленных сумм и обеспечению своевременной оплаты отпущенного тепла, предпринимаемые нашей организацией, не встречают конструктивного отклика в ПСК, следствием чего стало направление пятнадцати исков в суд», - говорится в письме, которое Ушаков 4 июня направил в адрес губернатора, главы администрации Перми и прокурору Пермского края. 

В результате, задолженность компании за газ перед «Пермрегионгазом» превышает 300 миллионов рублей, задолженность за электроэнергию перед «Пермэнергосбытом» превышает 20 миллионов рублей, 6 миллионов рублей компания должна «Новогору-Прикамье».

Денис Ушаков убеждён, что виновница сложившегося системного кризиса - «Пермская сетевая компания». «Ситуация такая же, как с Украиной, только в роли Украины выступает ПСК. Деньги в компанию заходят и где-то теряются. Когда она размещает в «Звезде» объявление о проведении конкурса по размещению свободных остатков до 50 миллионов рублей, это о чём свидетельствует? Нет денег в ПСК, тогда на каком основании деньги размещаются в банках под проценты?», - возмущается Ушаков.

С ПСК Ушаков сотрудничать больше не намерен, и графики погашения задолженности Пермской сетевой он подписывать не будет. «Сейчас я будут получать исполнительные листы, и буду либо арестовывать счета ПСК, либо отдавать судебным приставам, либо просто банкротить», - обещает Ушаков.

Во всём виноваты УК

В ПСК утверждают, что их долги перед  производителями тепловой энергии  сформировались из-за задолженности управляющих компаний, которая составляет примерно 1,2 миллиарда рублей (см. статья «Потерялся миллиард» в «ПН» от 3 апреля 2009 года) «У ПСК нет прямых договоров с населением, ПСК получает деньги от управляющих компаний. То есть, ПСК может выполнить свои финансовые обязательства перед теплопроизводителями только при погашении задолженности со стороны УК - это было предусмотрено протоколами совещаний в администрации Перми. Но УК долги не гасятся.  Таким образом, действующая схема сбыта тепла дала сбой, в первую очередь, из-за хронических неплатежей управляющих компаний», - комментируют в ПСК. Среди самых крупных должников сетевики называют УК, входящие в Ассоциацию управляющих компаний (см. статья в «ПН» от 3 апреля 2009 года), однако председатель Ассоциации Елена Котова с претензиями ПСК не согласна. Котова считает, что основная часть разногласий между ПСК и УК - в объёмах потреблённой тепловой энергии, предъявляемой управляющим компаниям.

Горячая водичка - в два раза дороже?

Выход из сложившегося тупика Ушаков видит в трансформации системы теплоснабжения, когда договоры на поставку тепла и горячего водоснабжения тепловики будут заключать не с ПСК, а с конкретными потребителями. «С 1 января 2010 года мы не планируем работать с ПСК и выходим на самостоятельный сбыт», - обещает генеральный директор ПГЭС.

В ПСК признают возможность отказа от сбыта тепла через ПСК в локальных, замкнутых системах теплоснабжения в отдельных районах. «При этом, необходимо четко понимать, что такие действия, в первую очередь, ударят именно по потребителям ПГЭС. При введении подобной схемы, для тех, кто получает тепло от  котельных ПГЭСа, стоимость энергии возрастет примерно в 2 раза.  Достаточно сказать, что тариф на производство тепловой энергии ТГК-9 на 2009 год утвержден в размере 339 рублей за Гкал, а тариф филиала «Прикамье» Пермгазэнергосервиса почти в 4 раза больше - 1 260 рублей», - комментируют в ПСК.

Борьба не на жизнь, а на смерть

Оснований для оптимизма довольно мало, потому что - тупик. «Повисшие в воздухе» сотни миллионов рублей взять просто неоткуда, потому что налицо катастрофическая разбалансированность всех участников системы теплоснабжения Перми. Договориться друг с другом не может (или не хочет) никто.  Даже обещанные городской администрацией в адрес ПСК 80 миллионов рублей авансовых платежей за муниципальные учреждения здравоохранения и образования были заморожены просто потому, что вдруг выяснилось, что Пермская сетевая выставила счета за потребленную тепловую энергию в 2009 году по объему на 30% больше, чем в предыдущий год. Явно вырисовываются две линии интересов. С одной стороны ПСК вместе с ТГК-9, которые входят в КЭС-холдинг. С другой стороны - ПГЭС и по какой-то загадочной причине идеологически примкнувшие к нему  ряд управляющих компаний Перми. Можно предположить, что весь этот сыр-бор, который громко окрестили «кризисом тепловой системы Перми» - всего лишь борьба «не на жизнь, а на смерть» между двумя тепловыми гигантами-конкурентами.
А тем временем, на горизонте маячит срыв подготовки котельных и теплосетей к новому отопительному сезону и значит, срыв отопительного сезона, что предрекает Ушаков «при сохранении сложившейся тенденции по оплате тепловой энергии».  По словам Ушакова, для того, чтобы в ближайшее время, а конкретно, 12 июня, у пермяков появилась горячая вода, ПСК должна перечислить 150 миллионов рублей «транзитом через ПГЭС «Пермрегионгазу». Плюс к этому, ПГЭС ждёт от ПСК ещё 50 миллионов рублей, чтобы оплатить все налоги в бюджет, и ещё 50 миллионов необходимо для того, чтобы начать нормальный ремонтный цикл. Будут или не будут в ближайшее время перечислены эти суммы, в ПСК не комментируют, добавляют только, что делают всё возможное, чтобы добиться возобновления горячего водоснабжения.


На заметку

В интересной ситуации ежегодно с окончанием отопительного сезона оказываются жители посёлка Чапаевский - там всего три многоквартирных дома, в которых летом вообще не бывает горячей воды. «Единичная мощность котлов на котельной Чапаевкий порядка 7 Гкал в час, а летняя нагрузка  составляет всего 0,3 Гкал в час, так что летом мы технологически не можем подавать туда горячую воду, - комментирует технический директор «Пермгазэнергосервиса» Андрей Шапошников. - Есть технологическая возможность подключить ГВС посёлка Чапаевский к Кислотным дачам или к  котельной «Молодежная», но это большие вложения в сети, которые не окупятся никогда. Надежда только на застройку - на сегодня отведены под строительство несколько площадок, которые свяжут между собой Кислотные дачи и «Чапаевский». В рамках застройки данных площадок у нас в планах строительство тепловых сетей».

В крае

В Кунгуре задолженность потребителей тепловой энергии составляет 143,1 миллион рублей. Крупные УК - «Кунгур-Центр», «Наш дом», «Гарант комфорта», МУП СЕЗ имеют общую задолженность более 139,9 миллионов рублей, из которой 108 миллионов рублей - свыше двух месяцев. ПГЭС взыскивает эти задолженности в судебном порядке. В Очёре и Очёрском районе задолженность потребителей превышает 12 миллионов рублей. В случае отключения котельных из-за долгов без горячей воды останется 67 тысяч кунгуряков и 3,5 тысячи жителей Очёрского района.

















Rambler's Top100 Каталог сайтов - Refer.Ru ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!