Национальное Бюро Расследований.
партнеры проекта
ГЛАВНАЯ   |   О ПРОЕКТЕ   |   КОНТАКТЫ   |   БЛОГ   
Проклятые вопросы
Елена Кривцова,
«Саров», г. Саров Нижегородской обл.


Конечно же, в Сарове живут в основном нормальные семьи, с нормальными родителями, с нормальным отношением к детям. Именно поэтому и вызвала такой резонанс дикая история о десятилетнем мальчике, который в результате жестокого избиения отчимом попал на больничную койку («Воспитание ботинком», «Саров» №5).

Так совпало, что почти одновременно с этим случаем, по стране прокатилась прямо таки серия (!) подобных случаев, связанных с насилием в отношении малолетних детей. Что тут началось: скандал, шумиха, бесконечные разбирательства… Вот, вроде все правильно, вроде все указывает на адекватную реакцию нормального в целом общества. Однако смотришь на все это и поражаешься: а что, раньше ничего подобного не случалось? Почему именно сейчас наше, так сказать, здоровое общество вдруг с ужасом обнаружило, что детей-то пора серьезно защищать от извергов родителей, педофилов, насильников!? Ответ, по-моему, очевиден. У нас ведь страна такая - датская: все делается либо к круглым датам, либо по указке. Причем, чем выше начальник, тем больше поднимается суеты, шумихи, все тут же начинают удивительным образом прозревать.

И вот, лично меня, не отпускает сомнение: стали бы саровские ответственные лица настолько серьезно заниматься судьбой десятилетнего мальчишки, если бы не «кстати» прогремевшие по всем центральным СМИ скандалы? Если бы не указание Президента госчиновникам: жестко реагировать на все случаи, связанные с насилием над детьми?..  

Кратко напомним суть нашей первой публикации. В начале февраля десятилетнего мальчика привезли в саровский центр социальной помощи семье и детям сотрудники УВД. Работники центра обратили внимание на то, что ребенок бледен и его тошнило. Его тут же отвезли в больницу, где после обследование госпитализировали. Об этом стало известно работникам департамента образования, занимающимся вопросами охраны детства. Встал вопрос об ограничении родительских прав. Речь шла о матери мальчика, на глазах которой отчим бил ребенка смертным боем в течение долгого времени. Почему мать никуда не обратилась? - ставила вопросы специалист по охране детства Инна РАЙЧЕНКО, занимавшаяся судьбой мальчика, - почему не подняла на ноги милицию, школу? Ведь ребенок попала в травматологию, у него вся голова от побоев синяя!

Проведя по горячим следам служебное расследование, Райченко выяснила: оказывается, о том, что происходит в семье мальчика, знали и милиция, и педагоги школы, в которой он учился. Но ни правоохранители отчего-то никак не реагировали, ни педагоги… Учителя, правда, вызвали родителей в школу и попросили «не наказывать ребенка». А отчим продолжал «воспитывать» пасынка кулаком и ботинком, а его мать по-прежнему не вмешивалась и молчала. Мальчик от отчаяния, в конце концов, стал убегать на улицу, либо подолгу засиживаться у друзей. И кто знает, сколько бы все это продолжалось, и чем бы все вообще закончилось, если бы не два обстоятельства: звонок в департамент образования одной из родительниц, которая и сообщила об избиении мальчика в семье и то, что ребенок угодил на больничную койку травматологии. Собственно последний факт и послужил причиной того, что делом занялась прокуратура.  

Конечно, такое дело не может остаться без внимания прокуратуры, а что об этой истории думают педагоги? Прокуратура - это, так сказать, следствия, а причина? Как армия чиновников от педагогики «прозевала» одного беспомощного мальчишку? И как видит его дальнейшую судьбу? Поскольку чиновники из департамента в последнее время весьма неохотно общаются с журналистами «Сарова», мы отправили на имя начальника департамента образования официальный запрос с вопросами, в прямую касающимися ребенка, и косвенно - работы, которую чиновники обязаны были проделать, занимаясь (кстати, вот уже три месяца) проблемами мальчика. Нас интересовало: 
1. Где сейчас находиться мальчик? Назначен ли ему официальный опекун?
2. Какова официальная причина госпитализации мальчика?
3. Как решился вопрос, связанный с его родной матерью и отчимом? Лишены ли они родительских прав?
3. Возбуждено ли уголовное дело по факту избиения ребенка? И если дело возбуждено, то в отношении кого конкретно?
4. Была ли проведена проверка того факта, что учителям мальчика было известно о его положении? Как учителя объясняют свою пассивность в данном деле?

Ответа из департамента образования (в нарушение Закона о СМИ) мы так и не дождались, хотя у чиновников было в два раза больше отпущенного Законом времени. О причинах молчания ответственных за судьбу конкретного ребенка лиц мы можем только догадываться. Очевидно, сейчас самая «удобная» позиция для департамента «спрятаться» за спину прокуратуры. Мол, пусть правоохранители все решают, а наше дело маленькое…

Прокуратуре прятаться не за кого, да и незачем.
- О том, что этот несовершеннолетний мальчик поступил в приемное отделение больницы с телесными повреждениями, нам стало известно из сообщения милиции, - заместитель прокурора города Юрий ЧЕКУНОВ рассказал обо всей «цепочке» дела. - Была проведена судмедэкспертиза, которая показала, что у мальчика сотрясение мозга, гематома в области головы и ссадины на спине. Дознание УВД провело проверку, после чего, 3 марта текущего года было возбуждено уголовное дело по статье «Причинение легкого вреда здоровью, повлекшее кратковременное расстройство здоровья». На момент возбуждения дела уже были собраны определенные документы, также были взяты объяснения очевидцев, которые позволили возбудить уголовное дело в отношении конкретного лица, а именно, отчима потерпевшего ребенка.

Однако, по словам Чекунова, в ходе следствия в деле открылись новые сведения, которые свидетельствовали о систематическом нанесении побоев. Иными словами, речь уже пошла об истязании. В связи с этим прокуратурой города было принято решение о переквалификации дела по статье: «Систематическое нанесение побоев и совершение иных насильственных действий носящих характер истязаний в отношении несовершеннолетнего лица либо находящегося в зависимом положении».

- Статья эта довольно серьезная - поскольку она предусматривает только лишение свободы до семи лет. В настоящее время этим уголовным делом занимается следственное управление УВД.
Беседуя с Юрием Евгеньевичем по конкретному делу, мы, разумеется, не могли не поинтересоваться ситуацией в целом: случались ли в городе подобные дела?
- Ничего подобного в нашей практике не случалось, по крайней мере, за последние годы. Были дела, связанные с ненадлежащим воспитанием детей, но чтобы кто-то из родителей или близких родственников истязал малолетнего ребенка, таких фактов не было.
- Как вы оцениваете в данном конкретном случае работу госучреждений, которые так или иначе обязаны заниматься детьми? Ведь мальчик, по его словам, пытался найти защиту у взрослых, которые постоянно окружают любого ребенка вне дома…
- У нас есть определенные соображения по этому вопросу, но пока рано давать какую-либо оценку, поскольку следствие еще идет. В данном случае хорошо сработали работники департамента образования - приняли соответствующие меры, сразу же отобрали мальчика у матери. Ему назначен опекун, у которого он сейчас и живет. Что касается вопроса, обращался ли кто-нибудь в милицию по поводу избиения мальчика, то могу сказать: никто не обращался - ни школа, ни соседи… Более конкретно можно будет говорить только по окончанию следствия, которое выяснит: где и кем были допущены нарушения, где в каком месте система дала сбой. После этого прокуратурой обязательно будут вынесены представления, а дело, которому в итоге будет дана окончательная правовая оценка, однозначно будет направлено в суд.
- По нашим сведениям, сейчас в прокуратуре находится заявление жительницы города, которая утверждает, что одноклассники его сына, ученика 5 класса, издеваются над мальчишкой, бьют. Последний случай, когда детишки прямо в коридоре школы в очередной раз избили мальчика, кто-то из участников драки снял на камеру мобильного телефона. Как вы считаете, есть ли связь между домашним насилием над детьми и насилием среди подростков?  
- Безусловно, есть, но я считаю, что в большей степени влияние на детей оказывают телевидение, радио, книги и Интернет. В последнее время среди подростков стало модно что ли снимать на мобильные телефоны сцены избиения. То ли они считают, что это - круто, толи чувствуют себя в этот момент какими-то киногероями… И потом они выкладывают свои видеозаписи в Интернет, даже не думая о том, что совершили преступление и вынесли его на суд общественности!
- Так что будет с заявлением родительницы?
- В данный момент проводится проверка, по результатам которой будет решаться вопрос: либо о возбуждении дела, либо об отказе, либо о направлении его в суд.

Итак, точка в истории 10-летнего мальчика еще не поставлена. Важно то, что, как сообщили в прокуратуре, сейчас он находится у опекунов и, хочется верить, попал в добрые руки, что теперь у него все будет хорошо насколько это возможно, и что он навсегда забудет свою просьбу: «Напишите заявление, чтобы меня взяли в центр…»
Ребенок просил, молил о том, чтобы его отправили пускай в очень, очень хороший, но все же казенный дом, только бы не обратно домой, не обратно в настоящий ад, в котором ему пришлось жить!.. - поверьте, такое невозможно забыть. Как невозможно отделаться от все тех же «проклятых» вопросов: так почему беззащитный ребенок оказался один на один со своей страшной бедой? Почему никто не услышал его крика о помощи? Почему никто не захотел услышать? Почему все всё видели и ничего не сделали? И, наконец, как бы все повернулось, если бы не указ самого главного в стране начальника, у которого, наконец-то, дошли руки и до детей?

Когда номер был практически сверстан, из Департамента образования Сарова пришла бумага, которую, очевидно, в департаменте считают ответом на наш запрос, но который реально таковым, конечно же, не является. Из пяти вопросов, заданных нами, четыре остались без ответов. Директор департамента не знает или не желает сообщать, в том числе и «Была ли проведена проверка того факта, что учителям мальчика было известно о его положении? Как учителя объясняют свою пассивность в данном деле?», считая, что эти вопросы в компетенции милиции, и не его дело… Что ж, попробуем выяснить позицию Департамента и его директора в этой истории через суд.


















Rambler's Top100 Каталог сайтов - Refer.Ru ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!