Екатерина Квон,
Владимир Баринов,
Герман Петелин,
"Известия".
В
скандальном уголовном деле о махинациях с таможенными пошлинами на
самолеты Boeing, принадлежащие авиакомпании «Якутия», из-за чего бюджет
недополучил около 400 млн рублей, появился новый фигурант. Таможенному
брокеру Вадиму Верховцеву, консультировавшему менеджмент компании,
предъявлены обвинения в уклонении от таможенных платежей, он находится
под домашним арестом. По данным следствия, именно он готовил документы
по самолетам, благодаря чему их стоимость формально была снижена более
чем в два раза. Ранее обвиняемым по этому делу уже стал глава отдела
логистики «Якутии» Евгений Стручков, на причастность к махинациям
проверялось и руководство госкомпании.
Как
выяснили «Известия», на днях Мещанский райсуд Москвы отправил под
домашний арест замдиректора компании «КаргоКаст» 27-летнего Вадима
Верховцева, которому уже предъявлено обвинение по ст. 194 УК («Уклонение
от уплаты таможенных платежей»). Ему инкриминируют два эпизода,
связанных с поставкой самолетов Boeing 757-200 для авиакомпании
«Якутия». Первый из них был взят в лизинг у исландской компании в 2009
году, а второй - спустя год.
Сотрудники
Главного управления по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной
службы (ГУБК ФТС) выяснили, что в поданных «Якутией» таможенных
декларациях стоимость самолетов составляла чуть более $10 млн каждый.
Однако реальная цена одного Boeing - порядка $25 млн. Между тем
таможенные сборы за лизинг такого самолета составляют порядка 3% от его
стоимости. Благодаря занижению цен, по версии таможенников,
авиаперевозчик недоплатил в казну 386 млн рублей.
Материалы
по якутским Boeing были передана из ФТС в Следственный комитет, который
летом и осенью прошлого года провел обыски в офисах авиакомпании и
аэропорту Внуково. Единственным подозреваемым, чья фамилия была озвучена
представителями следствия, был начальник отдела логистики «Якутии»
33-летний Евгений Стручков.
Как
утверждают источники «Известий» в следственных органах, именно
Верховцеву была поручена афера с подготовкой документов на сделку с
Boeing. Также выяснилось, что еще в 2010 году против него расследовались
два уголовных дела по ст. 188 УК («Контрабанда»). Однако в декабре 2011
года эта статья была декриминализирована и исчезла из Уголовного
кодекса. Между тем сам Верховцев якобы скрылся от следствия на Украине и
только недавно приехал обратно, сразу попав в руки следователей.
Как
считают в СКР, Верховцев сначала действовал через компанию «Профф
Карго», которую сам и учредил и где числился менеджером. А документы на
второй Boeing шли уже через «КаргоКаст», учредителем и владельцем
которой была его мать Светлана Верховцева. При этом молодой
предприниматель якобы использовал свои связи в Московской промышленной
палате, чтобы получить экспертное заключение о «нужной» цене самолетов.
Также в оформлении документов участвовали и другие сотрудники фирм
Верховцева. Правда, штат компаний не превышал четырех человек.
Стоит
отметить, что первые подозрения у таможенников по цене самолетов
появились еще при подаче деклараций, после чего они списались с
исландскими и американскими партнерами «Якутии». Тогда и стало известно,
что документы о цене подделаны.
Любопытно,
что из имеющихся в распоряжении материалов следует, что оперативники
были убеждены: Верховцев и Стручков действовали не по своей инициативе, а
за всей аферой стояли отнюдь не брокеры и консультанты по таможенным
правилам, а замгендиректора «Якутии» Валерий Евдокимов. Якобы он все
планировал и затем давал указания о ценах на самолеты. И отчитывался
Верховцев, по данным сыщиков, лично перед Евдокимовым. Впрочем, пока
дело дальше предоставления следователям справок о проведенных
оперативных мероприятиях не пошло.
Как
пояснил «Известиям» адвокат Вадима Верховцева Владимир Рябцев, сейчас
его подзащитный находится под домашним арестом в своей квартире.
-
Он живет один и не может даже выйти купить себе кусок хлеба. Кроме
того, он не может говорить по телефону из опасения, что могут это
назвать нарушением режима и отправить его в СИЗО, - говорит защитник.
Юрист отмечает, что Верховцев своей вины не признает и пока вообще не понимает, что именно ему инкриминируют.
-
Договор у фирмы Верховцева с «Якутией» действительно был. Но он не мог
принимать решение о занижении стоимости самолетов, это могло делать
только руководство авиакомпании. Он только консультировал, - передает
адвокат версию своего клиента. - Мы пока не очень понимаем, какие именно
действия можно вменить ему в вину. Возможно, станет ясно, когда начнем
знакомиться с уголовным делом.
В
самой «Якутии» уверяют, что действовали строго в рамках закона и
обвинения и подозрения в адрес менеджеров авиакомпании совершенно
беспочвенны.
-
Как мы уже ранее заявляли, ни авиакомпания, ни наши сотрудники ни в чем
не виноваты, - заявила «Известиям» официальный представитель компании
Татьяна Самсонова.
По
ее словам, все сотрудники, к которым у таможенников и следователей
возникли вопросы, дали исчерпывающие пояснения и продолжают работать на
своих местах.
Между
тем близкие к следствию источники «Известий» не исключают, что к
«Якутии» могут возникнуть и новые претензии. Сейчас запланирована
масштабная проверка госкомпании (более 90% принадлежит правительству
Республики Саха (Якутия) и ее авиапарка. Всего, как указано на
официальном сайте компании, на балансе компании числится 25 воздушных
судов, из которых 12 - Boeing различных модификаций.