Глава самарской группы СОК Юрий Качмазов, а также ряд бывших топ-менеджеров "ИжАвто" во главе с гендиректором Михаилом Добындо объявлены в федеральный розыск по делу о преднамеренном банкротстве завода. Но произошло это лишь после того, как все ключевые активы группы СОК в автопроме перешли под контроль "Ростехнологий" и АвтоВАЗа.
Вчера следственный комитет МВД сообщил, что объявил в федеральный розыск основного владельца самарской группы СОК Юрия Качмазова. Он обвиняется в том, что в 2008-2009 годах вместе с рядом руководителей завода "ИжАвто" (был подконтролен группе СОК до апреля 2009 года) вывел с завода активов на 6,7 млрд руб. Уголовное дело возбуждено по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство, от трех до шести лет лишения свободы). Вместе с господином Качмазовым в федеральный розыск объявлены бывший гендиректор "ИжАвто" Михаил Добындо, а также топ-менеджеры завода Андрей Фролов, Юрий Амелин и Евгений Страхов (все являются выходцами из группы СОК). В группе СОК от комментариев отказались.
Следствию понадобилось более полутора лет на то, чтобы сказать, кого именно оно считает виновным в преднамеренном банкротстве "ИжАвто" - уголовное дело по этому поводу было возбуждено еще летом 2009 года. Сперва его возбудили следственные органы в Удмуртии, но вскоре (в декабре) оно было передано следственной бригаде СК при МВД. Дело было возбуждено по заявлению основного кредитора завода - Сбербанка.
Как поясняют источники "Ъ", близкие к следствию, оно считает, что господин Качмазов и топ-менеджмент "ИжАвто" просто вывели с завода на офшоры часть кредитов (на 200 млн руб.), полученных от Сбербанка. Кроме того, с "ИжАвто" также был выведен товарный остаток (автомобили), а само предприятие было впоследствии продано и обанкрочено. Как уже сообщал "Ъ", в апреле 2009 года группа СОК продала контрольный пакет "ИжАвто" самому заводу, в оплату его акций забрала автомобили, после чего завод подал заявление о собственном банкротстве. В результате основную часть долга "ИжАвто" (более 5 млрд руб. из 13 млрд руб.), принадлежащего самому себе, теперь гасит федеральный бюджет, а еще 2,5 млрд руб. выданных заводу кредитов Сбербанк списал как безнадежные. В банке вчера ситуацию не комментировали.
Несмотря на то что уголовное дело было возбуждено в 2009 году, вплоть до декабря 2010 года господа Качмазов, Добындо, Фролов, Амелин и Страхов проходили по нему только как подозреваемые. За это время группа успела распродать почти все ключевые активы - летом 2010 года она закрыла сделку по продаже сразу пяти автокомпонентных предприятий структурам, близким к АвтоВАЗу (подконтролен госкорпорации "Ростехнологии"). Затем следствие изменило их статус на обвиняемых (заочно) и объявило в розыск, поскольку они начали от него скрываться, говорят в следственном комитете. На сегодня единственным крупным активом группы СОК остается ОАО "Волгомост", но и оно, как считает Михаил Пак из ИК "Атон", наверняка скоро будет продано. Актив привлекателен тем, что имеет крупный (более чем на 35 млрд руб.) и долгосрочный (до 2014-2015 года) портфель заказов, поясняет аналитик.
Один из топ-менеджеров, участвовавших в управлении "ИжАвто" говорит, что "новость о розыске Юрия Качмазова вызывает некоторое удивление" - до сих пор "следствие если и добиралось до кого-то, то не выше Михаила Добындо". Господин Качмазов, напомним, считается одним из наиболее влиятельных предпринимателей Самарской области, а его группа СОК долгое время неявно конфликтовала с "Ростехнологиями" за управление АвтоВАЗом. Затем конфликт обострился на почве "ИжАвто": СОК пыталась продать завод "Ростехнологиям" за $300 млн. Теперь в результате банкротства "ИжАвто" это предприятие достанется АвтоВАЗу бесплатно (точнее, за деньги федерального бюджета при посредничестве "Ростехнологий").
То, что "ИжАвто" достается АвтоВАЗу, а господин Качмазов объявлен в розыск - наверное, "отрадный факт как для "Ростехнологий", так и для Сбербанка", говорит источник "Ъ". Однако косвенно эта история бьет и по самой госкорпорации, полагает он, ведь Михаил Добындо возглавляет одну из структур, созданную под эгидой "Ростехнологий",- холдинг Объединенные автомобильные технологии (его непосредственным владельцем является партнер госкорпорации ИК "Тройка Диалог"). Скрывающийся от следствия господин Добындо вчера ответил на звонок "Ъ", но обсуждать что-либо отказался. Телефон представителя "Ростехнологий" не отвечал. Владимир Беспалов из компании "ВТБ Капитал", впрочем, считает, что история с господином Добындо "вряд ли всерьез отразится на госкорпорации".