Российские
чиновники и депутаты публикуют декларации о доходах и имуществе, а
директор российского отделения международного центра антикоррупционных
исследований Transparency International Елена Панфилова этим декларациям
не верит. На днях организация представила результаты анализа деклараций
российских парламентариев о доходах, которые они подавали в 2007 году
как кандидаты в члены парламента. Выяснилось, что некоторые законотворцы
за прошедшие со времени попадания в Госдуму годы обзавелись
собственностью, стоимость которой никак не сочетается с указанными ими
зарплатами. По словам Елены Панфиловой, одна из главных проблем
заключается в том, что представители элиты показывают только легальные
доходы и скрывают зарубежную собственность и счета в иностранных банках.
Жертвой же коррумпированных чиновников может стать любой: в
законодательстве предостаточно дыр, а судьи и прокуроры в нашей стране
также коррумпированы.
- Вы сказали, что на
публикуемые нашими чиновниками декларации о доходах и имуществе без слез
смотреть невозможно. Почему?
- Потому что видно явное
несоответствие доходов и уровня жизни многих чиновников. Особенно тех,
кто всю жизнь был на государственной службе, показал скромные доходы,
которые и раньше были такими же, но задекларировал огромные особняки и
дорогие автомобили. К тем, кто пришел во власть из бизнеса, вопросов
чуть меньше - их богатство можно объяснить прошлой предпринимательской
деятельностью. Но самый большой вопрос - это несоответствие деклараций и
практики, которое подтверждается многими фактами. Если вы посмотрите
«Дело Даймлера» (расследуемое в США уголовное дело о подкупе
автоконцерном «Даймлер-Крайслер» в 1998-2008 годах ответственных за
закупки автотранспорта чиновников в 22 странах мира, в том числе в
России. - «НИ»), то увидите, что крупные взятки переводились в
зарубежные банки на счета наших чиновников. Значит, у них есть там счета
и, возможно, собственность. А в декларациях, которые нам показали,
ничего зарубежного нет.
- Вы сказали о
несоответствии собственности доходам. Но министры, губернаторы и
депутаты задекларировали миллионные, а то и миллиардные доходы. Здесь в
чем обман?
- В несоответствии с реальностью.
Задекларированы только легитимные доходы. И если мы сравним декларацию с
их налоговыми ведомостями, все сойдется копейка в копейку. Зарплата,
премия за вредность, еще не знаю, что. А с высшими должностными лицами
разобраться еще сложнее - они же на гособеспечении. Не на личных машинах
ездят.
- Тогда какой смысл в этих декларациях?
-
Никакого. Мы можем сколько угодно кричать: «Откуда взялся миллиард?» Но
приложить этот миллиард нам не к чему, чтобы посмотреть, как оно на
самом деле. Потому что закона о контроле расходов нет. Об этом много
говорят, но воз и ныне там. Кроме того, почти все подавали декларации
впервые. А смысл деклараций - посмотреть, что меняется год за годом.
Увидеть внезапный скачок, когда в прошлом году заработал 300 тысяч, а в
этом - миллиард. Человек изображает из себя чиновника, а на самом деле
он бизнесмен.
- А если миллиард тогда и
миллиард сейчас?
- Закон позволяет запросить детали, если
возникли сомнения в правдивости декларации. Запрос могут подать партии,
общероссийские общественные организации и СМИ. Но что-то мне
подсказывает, что миллиард окажется заработанным честно.
- В какой мере по декларациям можно распознать, кто
коррумпирован?
- Только по косвенным признакам, когда
зарплата 20 тысяч, а машина - «Бентли» или «Инфинити». А если еще и
яхта... По депутатам можно еще сравнить с декларациями, которые они
подавали как кандидаты осенью 2007 года. Посмотреть, как благосостояние
прирастало.
- В какой мере российская элита коррумпирована?
-
Весьма изрядно. Хотя нельзя сказать, что каждый первый. И, наверное, не
каждый второй. Но так не бывает, что коррупция есть, а коррупционеров
нет.
- А есть ли министры, которые на зарплату живут?
-
Есть. Но есть и чиновники, которые показывают небольшие доходы, а сами
появляются на публике на дорогих машинах. И если мы спросим, почему
задекларировал «Жигули», а ездишь на «Майбахе», он всегда может
ответить: «Друг дал покататься». Опровергнуть это мы не сможем.
- Насколько Россия подвержена коррупции по сравнению с другими
республиками бывшего СССР?
- Республики бывшего СССР очень
сильно различаются. Нельзя сравнивать Таджикистан и Эстонию. Если
вынести за скобки Прибалтику, которая далеко убежала, и республики
Средней Азии с Белоруссией, которые никуда бежать не собираются, то
оставшиеся движутся в одном направлении, но разными темпами. Это
внедрение хоть каких-то ограничений коррупции. Кто хочет сильнее
интегрироваться в мировое сообщество, привлечь инвестиции, тот больше
внедряет, как Азербайджан. Кому фиолетово или мешают внутренние
проблемы, как Украине, там внедряется меньше.
- Россия, если
верить рейтингу Transparency International, наоборот, все более
коррумпируется. За 10 лет страна упала из середины первой сотни в
середину второй.
- Мы все находимся в одной группе -
Россия, Украина, Молдова, Закавказье, Казахстан. Десятые доли балла роли
не играют.
- Где движение к цивилизованному миру?
-
А с чего вы взяли, что мы движемся? У нас какие-то антикоррупционные
реформы были в последнее время?
- Президент два года назад
объявил борьбу с коррупцией приоритетом.
- Десятилетиями
ничего не делалось. А два года исполнилось только с первого указа, где
говорится, что это будет приоритет. Но антикоррупционные реформы - это
не одна инициатива, которая повисла в воздухе. Эти реформы нужно
проводить комплексно. Вместе с МВД реформировать прокуратуру, потому что
иначе вопросы будут решаться через другие инструменты. Борьба с
коррупцией - длительная, тяжелая и скучная работа. А результаты увидим
не столько мы, сколько наши дети.
- Что с низовой коррупцией
происходит в последние годы?
- Ничего не происходит. Она
как была, так и остается. Ей пытаются противопоставить кампании, но
всегда находятся обходные пути. Если меньше берут в одном месте, то
больше в других. Чиновники привыкли получать дополнительный доход. А
граждане не отказываются от возможности быстро, на месте решить свои
проблемы.
- То есть в коррупции
виноваты сами граждане, которые дают взятки?
- Это
справедливо для тех, кто сам идет и предлагает. Например, чтобы устроить
ребенка в детский сад без очереди. Но жертвы коррупционного
вымогательства не виноваты. А таких большинство. Когда существование
человека или бизнеса ставится под угрозу - с помощью милиции, суда,
прокуратуры, налоговых органов. Движущие силы коррупции - это выживание
для гражданина и стремление к незаконному обогащению для чиновника. И
коррупция происходит там, где они встречаются.
- Законопослушный гражданин и прозрачный бизнес тоже уязвимы для
коррупционного вымогательства?
- К сожалению, дыр в законе
предостаточно, одну и ту же норму можно трактовать по-разному. А с
учетом того, что коррумпированы и надзорные инстанции - прокуратура и
суд, - стать жертвой может любой.
- Несколько лет назад
власть пошла навстречу бизнесу: количество проверок уменьшили,
лицензирование многих видов деятельности отменили. Это помогло?
-
Из разговоров с бизнесменами знаю, что помогло в отдельных регионах по
отдельным направлениям. Но одновременно стало больше рейдерских
захватов. Это не взаимосвязанные вещи, а иллюстрация к тому, стало ли
все хорошо. Успех придет тогда, когда не будет неприкасаемых - и сфер
бизнеса, и знакомых, которых надо посадить, но не сажают. А пока что
приняли три закона и полтора из них применяют. Организм болен весь, а мы
то палец зеленкой помажем, то капли в ухо закапаем. И зеленка, и капли -
лекарства нужные. Но общего диагноза нет. Никакого изучения коррупции
на государственном уровне у нас до сих пор не проводилось. Вот и
получается, что меры все правильные: и декларирование доходов, и одно
окно, и снижение контроля над бизнесом. Но все это разрозненно и
применяется без учета, насколько оно именно в таком виде нужно. Поэтому
результат далек от желаемого.