Журналистские расследования. Авторский проект Андрея Калитина
партнеры проекта
ГЛАВНАЯ   |   О ПРОЕКТЕ   |   КОНТАКТЫ   |   БЛОГ   
Не надо прогибаться под изменчивый мир…
Самое интересное сегодня в журналистике - крупная личность крупным планом. Уверен, даже малоизвестного человека можно показать зрителю увлекательно, со смыслом, раскрыв его характер и настроения. Со «звездами» беседовать проще - их все равно будут смотреть и слушать, какую бы чушь они не несли. Собственно, поэтому и интервьюеры мельчают сегодня на ТВ. Жанр интервью, особенно - телевизионного, традиционно один из самых сложных. Потому что все видно. Камеру не обманешь. Итак, тема для размышления.  Кто и зачем берет интервью?

Поколение, которое приходит сегодня на ТВ в поисках славы и денег, наверное, никогда не видело в эфире Урмаса Отта. Когда известнейший телевизионный интервьюер умер, в Останкино мало кто это заметил. Во-первых, он там давно не работал, во-вторых, молодая поросль его не видела в кадре. А зря. Отличительная особенность работы Отта, сделавшая его в свое время неподражаемым, была не профессионального склада, а человеческого. Ему просто было интересно. И собеседник ему был всегда интересен. А потому смотреть Отта было интересно. Все, казалось бы, просто. И это - главный закон интервью.

Сегодня «номер один» - Владимир Познер. Как бы кто его не ругал за политкорректность в отношении власти. Вообще, корить такого мастера может, мне кажется, только тот, кто столько же видел и столько же знает. А таких практически нет.

В чем секрет мастерства и уникальности интервью в исполнении Познера? Мне кажется, в том, что он слышит собеседника. Не просто слушает, а слышит. А это, как говорится, "две большие разницы"... Тоже все просто, не правда ли? Это - второй закон.

Я безумно люблю работы Светланы Сорокиной. Прошлые работы. Ибо ее на сегодняшнем ТВ нет. Иногда я даже этому факту рад, как это ни парадоксально. Потому что сильных и самостоятельных там боятся. А раз ее изгнали, значит, она такая и есть. В ее интервью было чувство, была искренность, были эмоции. Не показные, как у нынешних див типа Шараповой или Стриженовой. А именно настоящие. Это - третий закон профессионального интервью.

Вы можете представить себе Сорокину ведущей на корпоративе?

Нет.

А Стриженову можете? Да (без обид).

Вот и разница.

Искренность не имеет цены, в отличие от артистизма.

Кто работает интервьюером сегодня?

Брилев. Политический обозреватель РТР. Без комментариев. Если вам интересны его вопросы и ответы его собеседников, значит, он работает хорошо. Если нет, вы его и не знаете. Худшая репутация для ведущего. Ибо лучше бы уж ругали, чем не знали вовсе.

Гордон. Ему интересно работать. Потому что он сам себе очень нравится. Ему интересны его вопросы, ответы ему не нужны. Вспоминается его «Гордон Кихот» с Сергеем Минаевым. Модным автором романа «Телки». Гордон убеждал Минаева, что его роман - не литература вовсе, а коммерческий суррогат. А Минаев и не спорил - он писал книгу ради денег. Так чем же отличается Минаев от Гордона, который позвал писателя в студию ради рейтинга, то есть ради тех же денег. А эфир с Мавроди? Которого Гордон позвал, заявив, что будет с ним говорить о его книге, а на самом деле говорил об обманутых вкладчиках МММ? Гордон соврал, так чем же он лучше Мавроди? Это не Донкихотство, а иезуитство. Об интервью тут говорить вообще нечего. Без комментариев.

Берман+Жиндарев. Конечно, критики и телеруководители правы, когда говорят, что за последние 8 лет можно было придумать и какой-нибудь еще телевизионный формат для этой неразлучной пары. Но им и в нем и друг с другом хорошо.

У них в гостях был Макаревич. Думаю, ему все равно, что о нем думают Берман и Жиндарев. Знаю, он не любит современную журналистику. И он прав. Но он пришел в студию. Так как отказать Первому каналу ему неудобно и невыгодно. Помню, Влад Листьев мне говорил о Макаревиче: это - настоящий друг, не предаст и не продаст. После гибели Влада Андрей написал песню «Не надо прогибаться под изменчивый мир», в котором был абзац про Влада - это были честные, искренние, смелые стихи. В которых - суть Макаревича. А прогиб - суть телевидения. Так что некий дискомфорт присутствовал в этой программе изначально. Андрей, несколько раз отвечая на вопросы тандема, сказал четко и ясно: мне это неинтересно, имея в виду как вопросы ведущих, так и вообще их темы. Но им-то было интересно. И этого им было достаточно.

Это - закон современного ТВ. Который противоречит законам профессии. Но на ТВ самое главное - не интервью, а рекламная пауза.

Все просто.

Андрей Калитин

















Rambler's Top100 Каталог сайтов - Refer.Ru ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!