Журналистские расследования. Авторский проект Андрея Калитина
партнеры проекта
ГЛАВНАЯ   |   О ПРОЕКТЕ   |   КОНТАКТЫ   |   БЛОГ   
Кто будет бороться с организованной преступностью?
В ноябре этого года Департаменту по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России должно было исполниться 20 лет. Первые отделы по борьбе с организованной преступностью появились еще в системе советского МВД в 88-ом году. В «лихие 90-е», когда страна переживала настоящую криминальную революцию, именно оперативники РУБОПов были на передовой борьбы с бандитизмом и зарождавшимися мафиозными кланами.

Если вы зайдете на территорию Управления МВД на Шаболовке, где когда-то располагался первый РУБОП под командованием Владимира Рушайло, первое, что вы увидите - имена погибших сотрудников на скромном постаменте с эмблемой МВД.

Реформы сопровождали жизнь правоохранительной системы страны все последние годы. Только от череды названий и букв в милицейских аббревиатурах порой рябит в глазах. Но ДБОПиТ в системе МВД всегда стоял особняком. И дел здесь вовсе не в том, что ведущие оперативные и аналитические службы этого департамента располагались в знаменитом здании на Сухаревской площади, а в том, какие преступления там расследовались.

Об этом можно (и нужно было бы) написать целую книгу. Например, к 20-летнему юбилею. Хороший бы был подарок. Но юбилея не будет…

Сентябрьский Указ президента «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» фактически упразднил одну из крупнейших милицейских структур России - департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД РФ. На его осколках фактически с нуля формируется  департамент по противодействию экстремизму (ДПЭ), в состав которого войдет не более 200 человек. К слову, ДБОПиТ насчитывал в своих рядах около 1000 сотрудников. Еще один осколок департамента преобразуется в управление по государственной защите участников уголовного судопроизводства.

Новость всколыхнула как правоохранительное сообщество, так и Кремль. Многие т.н. «наблюдатели» заговорили о борьбе кланов внутри МВД, о затянувшемся противостоянии с «соседями» из других силовых структур, а также о том, что в недалёком будущем ведомство ожидают не менее серьёзные кадровые перестановки.

Комментировать слухи, тем более, беспочвенные, не имеет смысла. Тем более, все на эту тему уже сказано не раз.

Самой реформе еще рано давать оценку. Ведь что именно ждет оперативников департамента, не знают сегодня и они сами. Часть подразделений уйдет в «экономику» (ДЭБ), часть - в уголовный розыск (ДЕПУР). Кто-то останется на Сухаревке.

Но уже сегодня можно рассуждать на тему - выиграла ли система МВД от такой реорганизации, и если нет, то кто выиграл…

Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом вплоть до своего расформирования обладал весьма широкими полномочиями. Помимо главной своей задачи - противостояния российским и международным преступным сообществам, этническим группировкам, лидерам преступных группировок («воровской отдел») и террористам, - ДБОПиТ, и в частности, 10-е оперативно-разыскное бюро (10 ОРБ), занимались борьбой с коррупцией и отмыванием денег. Вероятно, деятельность именно «экономического сектора» департамента, который курировался теперь уже бывшим его начальником генерал-лейтенантом милиции Сергеем Мещеряковым, и некоторые особо деликатные разработки как раз послужили как поводом, так и причиной к реформированию всего ДБОПиТа. Борьбой с коррупцией теперь займется ДЭБ. С этим, допустим, все понятно.

А что с остальными направлениями работы?

Если раньше работа кипела, то сегодня в коридорах этой некогда могущественной структуры царит уныние. И это неудивительно. Ведь главная задача - сохранить уникальный банк ценных сотрудников, данных, опыта - мягко говоря, трудновыполнима.

Давайте вместе вспомним лишь несколько последних операций, реализованных сотрудниками департамента. Это и дело о покушении на главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса, которое лично курировал генерал-лейтенант Юрий Коков, о скором официальном назначении которого на должность руководителя ДПЭ не первый день гуляют слухи о головном офисе МВД на Житной улице.

Это и знаменитое «крабовое дело» на Дальнем Востоке, и разработка «Тамбовской ОПГ» в Санкт-Петербурге, ликвидация ряда белорусских преступных групп, действовавших на территории России, аресты лидеров уголовной среды - выходцев из Закавказья, и многолетний опыт международного сотрудничества с полицейскими структурами США, Германии, Израиля.

И активное содействие испанской полиции, которая без участия департамента не смогла бы провести громкую операцию «Тройка», в ходе которой были задержаны питерский «авторитет» Александр Малышев (он же - Гонзалес), а затем были произведены аресты его подельников в Германии. Можно вспомнить и арест в Монако некоего Евгения Двоскина, который при близком рассмотрении оказался Евгением Слускером, разыскиваемым ФБР и в итоге им арестованным. И это лишь толика той работы ДЕБОПиТа, о которой можно сегодня открыто рассказать.

Что будет с ведущими оперативными службами департамента, державшего руку на пульсе борьбы с лидерами преступного мира и бандитизмом? И сохранится ли хоть в каком-то виде, скажем так, «профильное» для этого департамента оперативно-розыскное бюро №2, не имеющее аналогов в правоохранительной системе страны? И в каком именно виде? Наверное, важна не только реформа по «формальному признаку», то есть переход под крыло другого департамента. Прежде всего, важен вопрос преемственности - кадров, опыта, наработок.

Ответ на это вопрос ждет, кстати, как личный состав министерства, так и криминальный мир, переживающий сегодня очередной виток борьбы за власть в «воровском» сообществе.

Кто будет ему противостоять?..

Андрей Калитин.

















Rambler's Top100 Каталог сайтов - Refer.Ru ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!