Журналистские расследования. Авторский проект Андрея Калитина
партнеры проекта
ГЛАВНАЯ   |   О ПРОЕКТЕ   |   КОНТАКТЫ   |   БЛОГ   
«MAFIA POWER PLAY» или «Слива», воры и глинозем…

POWER PLAY - этот хоккейный термин в переводе с английского языка на русский означает «игра в большинстве». Что такое MAFIA, объяснять, думаю, не надо…

Фильм о «русской мафии», взявшей в оборот российских звезд хоккея, игравших и играющих до сих пор в Канаде и США, снимал известный криминальный репортер СВС Линдон Макинтайр. Работа над этим проектом началась в 1998-ом году. Тогда мы и познакомились с режиссером этого фильма Нилом Догерти. В понимании проблемы и самого термина «русская мафия» между мной и Нилом лежала пропасть. Ему российские «гангстеры» представлялись как на подбор высокими русыми спортсменами в длинных черных плащах, гоняющих по вечно заснеженной Москве на  BMW, я же знал этих людей совсем в иных образах. Так или иначе, надеюсь, мои рассказы и советы Нилу все же были полезны. В одну из наших встреч Нил упомянул имя человека, интервью с которым было своего рода «гвоздем» всего фильма - капрал Реджинальд Кинг из отдела по борьбе с организованной преступностью из стран Восточной Европы Канадской конной полиции. Именно Ред Кинг месяцами, если не годами,  занимался «прослушкой» лидеров российского криминального мира, либо осевших в Канаде, как, например, «вор в законе» Слива, либо звонивших этим лидерам из Москвы, Нью-Йорка, Израиля и других стран. Некоторые записи из архива Кинга вошли в этот фильм, но, конечно же, далеко не все. А некоторые выдержки из этих разговоров можно прослушать здесь. Семь лет назад документальный проект вышел на экране в Северной Америке на канале PBS. Готовился фильм, как мы видим,  достаточно долго, настолько долго, что один из главных его героев умер…

Итак.

…Один из самых известных российских воров в законе - 55-летний Вячеслав Слива - скончался в марте 2000-го года в Москве. До самых последних лет жизни Слива оставался в курсе всех событий в криминальном мире России и принимал в них самое активное участие. По словам оперативников МВД, он был одним из тех, кто формировал "большую уголовную политику". На похоронах криминального генерала на Пятницком кладбище присутствовало более трех десятков самых влиятельных преступных авторитетов, а сами похороны обошлись "братве" почти в 50 тыс. долларов. Как говорит столичная "братва" (а ей вторят и милиционеры), "со смертью Сливы кончается эпоха старых воров". (Владимир Яров, "Сегодня", апрель 2000 г.).

Ассириец Вячеслав Слива родился и вырос в Москве по соседству с "воровской" Марьиной Рощей. С юности он дружил с Вячеславом Иваньковым (Япончиком), покойными братьями Квантришвили и другими известными "авторитетами" криминального мира. В московском РУОПе того времени считали, что в криминальном мире Слива стал приобретать вес как участник банды Япончика. В 70-х годах эта бригада специализировалась на "разгонах" подпольных миллионеров (переодетые милиционерами бандиты описывали и конфисковывали их имущество), что у преступников тогда считалось "высшим пилотажем". Одновременно возрастал авторитет Сливы у ассирийцев, и со временем он стал одним из признанных лидеров ассирийской группировки. И руководил ей на протяжении как минимум трех десятков лет!

Еще когда самого слова "рэкет" не было и в помине, бойцы Сливы обирали чистильщиков обуви, которых в Москве было несколько сотен. Кроме того, через многие обувные лавки ассирийцы наладили продажу ворованных вещей и золота. Впоследствии эта группировка начала контролировать в Москве расцветающий игорный бизнес, торговлю наркотиками и ряд ресторанов кавказской кухни.

В начале 90-х Слива понял, что пора уходить в тень - он словно почувствовал грозящие ему неприятности. И действительно, в 1991 году его отправили на 12 лет за решетку за соучастие в убийстве. В 1995 году Вячеслав Слива досрочно освободился по болезни и за примерное поведение, срочно оформил загранпаспорт и выехал в Канаду по гостевой визе. Но осесть, подобно многим коллегам по криминальному бизнесу, за рубежом Сливе не удалось. В том же 1995 году в США был арестован его ближайший друг и соратник - Вячеслав Иваньков (Япончик). В его записной книжке сотрудники ФБР обнаружили рифмованную запись "Слава-Слива" и канадский телефон. Оперативные материалы были переданы в канадскую королевскую конную полицию и эмиграционные службы, те отправили запрос в МВД России и, получив ответ, приняли решение о депортации Вячеслава Сливы. Одна из причин высылки Сливы из Канады - обман иммиграционных властей: Слива не сообщил в анкете о своих судимостях, зато указал имя несуществующей жены.

В начале июля 1997 года Слива вернулся на родину и прямо в аэропорту "Шереметьево-2" был встречен оперативниками ГУБОП. Его доставили в офис на Садовом и там порекомендовали "не хулиганить", предупредив, что каждый его шаг будет под контролем. Слива внял предупреждениям и стал контролировать свой криминальный бизнес исключительно через доверенных лиц, а сам постоянно менял места жительства, практически не появляясь в своей квартире на Краснобогатырской улице, где был прописан.

По данным МВД, Слива умер от саркомы мозга, т.е. своей смертью…

Но вернемся к канадской части истории жизни Сливы.

 В конце 1995 года канадская полиция по "наводке" ФБР США и МВД РФ начала негласное расследование его деятельности. Тогда же появились данные о том, что два видных российских "авторитета" заказали убийство Сливы. Эта информация подкреплялась прокатившимися по Москве в 1995-1997 годах убийствами ассирийских лидеров. Жертвами разборок стали, в частности, два племянника Сливы: "вор в законе" Эдуард Хачатуров (Крыса) и фактический владелец казино Golden Palace Давид Хачатуров. По словам инспектора канадской полиции Джона Нили, Слива стал "одной из наиболее могущественных русских криминальных фигур, орудующих в Канаде". В канадской полиции считают, что он пытался подчинить себе всех русскоязычных бандитов в этой стране, используя связи с обосновавшимся в США Япончиком. Кроме того, полиция сделала вывод, что уехать из России Сливу заставила не только опасность для жизни, но и необходимость налаживать партнерство с международными преступными сообществами. В  итоге власти Канады решили избавиться от Сливы. 

18-го июля 1997-го года Сливу арестовали, и уже через четыре дня, закованный по рукам и ногам в кандалы, он предстал перед иммиграционным судом в Торонто. Суд решил немедленно отправить его домой.

Но пленки с голосом Сливы остались. В фильм MAFIA POWER PLAY вошли далеко не все записи, сделанные когда-то Редом Кингом. Ведь моего приятеля  Нила Догерти интересовала лишь история о том, как «русские мафизи крышуют» хоккеистов из России, зарабатывающих в Канаде и США огромные по тем временам гонорары.

А Слива обсуждал и решал не только эти проблемы. Интересовался он и металлургией…

 Канадская конная полиция отмечала, что Слива вместе с российским бизнесменом Михаилом Черным («р.1952-01-16, кличка Черный»)  «занимается сделками с металлами». В непосредственной близости от этих сделок были замечены и «бизнес-партнеры» Черного – лидеры «Измайловской ОПГ» Антон Малевский и «вор в законе» Сергей Аксенов («Аксен»),  криминальный авторитеты из Ташкента Салим  Киргизбаевич Абдувалиев и Бахтиер Элиев. Партнер Михаила Черного в США Арик Кислин также фигурирует в докладах спецслужб, в том числе, известно, что им интересовалось и до сих пор интересуется ФБР США. Интересно, что имя Арика впервые попалось на глаза агентов этого ведомства в январе 1994-го года, когда телефонный номер этого персонажа полицейские обнаружили в записной книжке российского боксера и, как утверждает ФБР, «гангстера» Олега Каратаева, чей труп был той зимой найден на Брайтон-Бич.

Веселая компания «металлургов» подбирается, правда?

В докладах спецслужб Арику Кислину отводится особое место. Ведь именно он стоит за компанией  Blonde Management, которая год от года фигурирует в аналитических справках, посвященных истории «русской мафии» в США. Михаил Черной, конечно, может поспорить с тем фактом, что он вкладывал в эту фирму огромные средства и управлял ее доходами, но, боюсь, аналитик ФБР  Джейн Вавруска с ним не согласится…

Более того, ФБР утверждает, что Blonde Management была вовлечена вместе с компаниями Newtel Company Inc., MGK International и High Tech International  в отмывание миллионов долларов из России.

Эта история хорошо известна следователям СК МВД РФ. Уголовное дело №81659 по факту мошенничества (ст. 93 прим. УК РФ) фирмой «Ньютел» было заведено в 1992-ом году следователем СК МВД РФ Сергеем Глушенковым. В розыск были объявлены руководители этой компании – некие Портнов, Карагозский и Лев Брескин. Все трое скрывались в США. Портнов приехал в Россию, где и был арестован. Сейчас его уже нет в живых. Но это и не важно – ведь это уголовное дело следователь Глушенков давно закрыл! Как и дела о фальшивых авизо, в которых фигурировал Михаил Черной.

Вот такая у нас история российской металлургии. Одни «черный пятна». А кто же в то время решал судьбу алюминиевой отрасли страны? Приведу лишь несколько фамилий -  криминальный авторитет Виктор Айрапетов, кличка «Рязанец» (убит в 95-ом году), воры в законе «Рустик», Захарий Калашов и многие другие...

Это надо слышать! Как российские «крестные отцы» обсуждают толлинг, делятся рецептами изготовления алюминия, решают проблемы с поставками глинозема. Такова история российского бизнеса начала 90-х годов. Кто-то скажет, что это действительно уже история. Неправда.

Почти все «металлурги», чьи имена старательно записывал в свой блокнот офицер Реджинальд Кинг, живы и здоровы. Кто-то из них сегодня в Москве, кто-то  - в Израиле. Кстати, прелести Земли обетованной российские жулики обсуждали в своих телефонных переговорах с особым восторгом – мол, в Израиле можно творить все, что вздумается. Оттуда не вышлют, там не арестуют. Смотрите – ведь и этот наш «кореш» там, и вот этот!

Неужели MAFIA POWER PLAY продолжается? Неужели они действительно до сих пор «играют в большинстве»?..



Разговор 1. «Глинозем».
Слива -  … Да, тут я чуть не забыл, мне тут звонили, предложили, знаешь что? Вот я тут записал, первый раз это вижу, а оказывается что эта вещь, связана с металлом, вот эта, смотри чего написано… гли-но-зем…
Леня – Глинозем?
С. – Да. Тебе ни о чем не говорит?
Л.  - Нет…
С. – Это…хотят в Красноярск. Это что-то из этого глинозема, это что-то  с металлом тоже связано …
Л. – Я узнаю сегодня…
С. – И они 60% отдают… Дед блюдет в Красноярске, а 40 – тебе. Как говорят – о..тельные бабки…
Л. – Да? Хорошо, я узнаю, Слав…
С. – Узнаешь? Запиши…
Л. – Я уже запомнил, Слав. Глинозем – глина и зёма, это легко запомнить… Ты вот еще Слав, я на утро откладываю все дела, еду к ним, и хочу выяснить, где что стоит…
С.  – Да, счастливо тебе…
Л. – Все, утром созваниваемся, или я тебе наберу, или ты мне наберешь… Все, обнимаю, Слав…
С. – Давай, Лень…


Разговор 2. «Завод».
 С. – Это очень тяжело, наверное, я те клянусь… И я не знаю, что это такое…
Л. – А я тебе щас скажу, Слав, смотри…  там просто встретил бы человека, это, директора завода, и все, больше ничего не надо… Там тянуть не надо…  Смотри, внимательно запоминай… С двух тонн глинозема, с двух тонн, получается одна тонна алюминия…
С. – А-а-а… все понял…
Л. – Понял, да? Нам надо только чтобы они разместили на заводе их, наше сырье, и все… Поставка наша, ё-мое… И все…
С. – Слушай… по этому поводу есть хороший завод…
Л. – Металлургический что ль?
С. – Да-да, перерабатывающий комбинат… Там может быть быстрее туда выйти…
Л.- Ну ты поговори с Дедом, там может у Деда есть дорога, там хороший воздух поднимем, Слав…
С. – Я ж говорил, видишь, клянусь тебе… А он говорит – а что это такое? Я говорю – это удобрение какое-то там, туда-сюда…
Л. – Да это не удобрение, Слав, ты че… Это грязная порода, где содержится алюминий. Я специально весь день изучал, сидел, понимаешь… и, смотри, там человек 60% дохода оставляет нам, 40% оставляет себе…
С. – Понял, понял…
Л. -  Ты понимаешь… И деньги огромные там, Слав, там деньги не большие, а огромные деньги  … И речь там шла о Братске, о Красноярске, о каком-то Соликамске, а в Красноярске Бык может решать ситуацию… Все исходят из того, что он  там Антону зубы показал… И очень здорово…
С. – Они ж друзья были…
Л. – Да они не всегда так… Они же сначала друзья, а потом убивают друг друга, в речке топят, понимаешь….

Разговор 3. «Контракт».
В. – Але, Славик, здравствуй!
С. – Здорово, Володь…
В. - С праздником!
С. – Тебя тоже, родной…
В. – Я звоню насчет того что ты сказал,  чтобы ты мне дал координаты, и что там делать.
С. – Слушай, тебе не звонил Витька-Рязанец?
В. – Мне нет.
С. – Я дал ему твой телефон по этому… по Кустанаю…
В. – Я во вторник вылетаю туда.
С. – У него интересная программа, это, с металлом…
В. –Я еду, понимаешь, надо там это, контракт заключить, это нормальное дело…
С. – Ну так ты все брось и только этим занимайся, не лезь никуда… Потому что знаешь, как сейчас…
В. – Да-да…

Разговор 4. «Визы и паспорта».
С. - А хочешь, я тебе факс, ты мне в Израиле куда скажи, адрес дашь, факс куда сбросить… с понтом, знаешь, едешь по работе… вот документы, вот все… на три дня на четыре…
Н. – Ну вот, все у меня классно …
С. – Ну и все… А «справилы» мне сейчас предложили израильские, за 35 понял, да…
Н. – Да нет, слушай, какие за 35, когда за три рубля сейчас делают… Самое простое, вообще, просто  приехать и брак сделать, да…  Нафиг платить 35, ты что.. А потом тебя как шлепнут, ты засвеченный по имени, а там все они, завтра как начнут ковырять… Так нельзя делать, нельзя делать там, где все… Понимаешь…
С. – Все правильно, да…
Н. –  Правильно? Мне предлагали, знаешь, за трешку.. Крыса твой предлагал!
С. – Да это давно уже…
Н. - Года полтора назад… За трешку… А сейчас уже тридцать пять… Совсем они уже… Но, хотя, оно этого стоит…


Разговор 5. «Израиль».
С. – В Израиле несладко жить?
Н. - Тут вот чем хорошо, Слав, тут полтора миллиона русских живут, которые эмигрировали, это та страна где ты, например, экономические преступления делаешь, они не выдают, украл деньги, нахально, как бы ни было, в Израиле загасился, они говорят – мы не выдаем…
С. – Ну вот это единственное хорошо…
Н. – А так …. можно, телок море там, шалав, еврейчики – они, знаешь, слабенькие на передок… Деньги любят они … Он взял себе хату, я не был ни разу, не видел… Щас там тянет вся эта карусель, понаехали, там…Антон, тот, Лучок, еще понаедут там… Ну я поеду, посмотрю…  слишком нельзя отпускать, понимаешь… тут они нахлобучивают. На хвосте сидят сильно, Мишка, Мишка, сильно, да… 
С. – Ну это кто-то его натырил…
Н. – Его.. это нахально…
С.  - Нахально, а вы не договариваете…
Н. – Я – нет, я-то … все равно пасу…
С. – А это-то говорит?
Н. – Ничего он не говорит, но они же не знаю что… но все равно, я говорю – ты его знал, ты дружил с … царствие ему небесное,  ты, говорю, смотри, потом трудно будет – держи дистанцию… он же тебе ни на столько будет…
С. – А тот тоже себе хату взял, да?
Н. – Тот нет, тот все ксиву все себе делает… это самое…брат… подожди секунду… ну вот это, и все так, Вот Антон снимает там, тот купил хату…
С. – Антон, да?
Н. – Да, и от него какой-то особняк там, живет в нем, ну виллу, виллу...
С. – Хорошую, да?
Н. – Ну кто его знает? Воздух канает каждый день…  Да у них-то что, все по зеленой там…
С. – Ну и нам бы… крутить бы…
Н. – Ну и там, хотя бы как-то подумать… все равно там, туда возвращаться не стоит…  где-то надо здесь пару лет общаково собрать… что-то сделать, понимаешь… Это нельзя надеяться на Россию, она сегодня есть, завтра нас забыли на... вообще…
С. – Сто процентов…
Н. – Поэтому хорошо, сейчас если бы хоть двадцаточка каждый месяц падала, живи себе… без лаве сколько нам жить-то.. правильно?
С. – Ну это можно придумать что-нибудь…
Н.-  Надо думать, это делать надо…
С.  – Ну ты подъедешь, посмотришь…

Разговор 6. «Братья Черные».
С. – Алло?
В. – Слав!
С.  – А? Я только вошел, Виталик…
В.  – А я тебе звоню… А твой телефон вообще не отвечает, переносной, я тебе звоню…
С. – Да ты что?
В. – Слушай, ну, дозвонился я вчера этому пассажиру…  с Владиком там… Ну правильно ты все сказал, глинозем… Это сырье для алюминия, все правильно ты сказал.
С. – Ну и что?
В. – Очень интересно, там на одном заводе, что ты сказал,  там работают два брата Черных, Черных…
С. – Да знаю я…
В. – Ты знаешь их?
С. - Знаю!
В. - Если они мешать не будут… Но он говорит, что они не отдадут это так…
С. – А они не отдадут?
В.  – Нет! Если найдем с ними концы, к ним, то он с удовольствием поедет и займется этим…
С.  – А тогда выслушай сюда…
В. – Да!
С. – Мы будем завтра с ним встретиться?
В. – Да…
С. -  И мы тогда его пошлем туда… В Америку…
В. – Он говорит, с удовольствием поеду, только это… там на таком уровне все будет… это офигительно хорошая фигня…
С. -  Я тебе как сказал, мне люди сказали, Виталь, да мне от фонаря… мне какая разница… Мне люди сказали – «мы даже готовы 60 отдавать…»
В. – Правильно, позвоним отсюда на завод… прежде, чем он поедет…
С. – Не, не так мы сделаем… Мы вот что сделаем – мы с ним поговорим… Потом что, я позвоню Славке…  Славка с ним встретится, Славка будет с Черными базарить… Понял?
В. – ОК…
С. -  Почему, потому что они  работают… это… с «измайловскими»…
В. – Да, я пробил это, да, они с «измайловскими» работают…
С. – Да, это…  хочешь – через Тайванца позвони, может Алик там Антону скажет… Понимаешь? Он с ними вроде нормально… Но я сам тоже с ними неплохо, но понимаешь… Я могу позвонить…
В.  – Да, но мы же не можем у них отнимать это…
С. – Вот это правильно… Мы сейчас это… И с Германией… поговорим с этим парнем… поговорим с Германией… Насколько что, чего, заинтересует… Надо ведь их тоже заинтересовать людей…
В.  -  Конечно…
С. – Понимаешь? Значит что, мы завтра созваниваемся, и ты меня к нему ведешь, я ему это вываливаю все, и пусть он дальше занимается… Все… Давай, браток!
В. –Я тебе утром завтра позвоню напрямую, давай, пока!




Необходимые примечания:
С – Слива.
Миша – Михаил Черной.
Дед – Вячеслав Иваньков, «Япончик».
Антон – Антон Малевский.
Бык – Анатолий Быков.
Н – неизвестный.
«Израильские справилы» - израильские паспорта.


 

Андрей Калитин.

















Rambler's Top100 Каталог сайтов - Refer.Ru ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!