Журналистские расследования. Авторский проект Андрея Калитина
партнеры проекта
ГЛАВНАЯ   |   О ПРОЕКТЕ   |   КОНТАКТЫ   |   БЛОГ   
"Прошу меня расстрелять!"

02.04.2008


      Споры о том, стоит ли отменить мораторий на смертную казнь и вернуться к испытанному десятилетиями методу расстрела в подвале, начались чуть ли не сразу после того, как этот самый мораторий был введен. Причем когда решение о замене казни на пожизненное заключение принималось в Кремле (а это происходило именно там), никто не думал о борьбе с преступностью, профилактике правонарушений, адекватности наказания, жестокости и морали. Решение было чисто политическим – надо было показать себя современным демократическим государством в глазах Совета Европы. Размышления на тему «казнить нельзя помиловать» только сейчас приобретают некий юридический характер. Только вот понять, что справедливее в оценке наказания, что правильнее – отправить преступника на всю оставшуюся жизнь в зону или расстрелять на пустыре или в бункере СИЗО, по-прежнему сложно. В истории еще никем не найден рецепт борьбы со злом! Ясно лишь одно: казнь – не панацея.
Я выскажу исключительно свою точку зрения. Я против смертной казни, но не потому, что эта мера кажется несоразмерно жестокой и неадекватной преступлению. Как раз, наоборот, адекватна она. Око – за око. Но не в этом дело…
Я был в зонах и тюрьмах не только в России. Но такого кошмара, как в России, я не видел нигде. Камеры переполнены, «зеки» сидят друг у друга на головах, работы нет, книг – тоже. В колониях для «пожизненных», куда отправляют отбывать наказание тех, кому «вышку» заменили на «жизнь до гробовой доски», эта самая жизнь невыносима вообще. Господа депутаты, спросите у начальников колоний, пусть они покажут вам статистику – еще недавно чуть ли не 40% «пожизненных» сами просили применить к ним высшую меру! Это потому, что провести 10 или 15 лет в камере 3 на 4 метра с такими же, как они упырями, насильниками и маньяками, даже им кажется невыносимым наказанием, которое они и просили заменить расстрелом!
В одной мордовской зоне я встречался с уголовником (человеком назвать его язык не поворачивается!), который убил более 20 человек, в том числе, пятерых детей. Маньяк, псих? Конечно. С этим согласно было и руководство колонии. Но официальная медицинская экспертиза признала его вменяемым. Так иногда делают для того, чтобы побольнее наказать убийцу, его же в случае признания здоровым на принудительное лечение, читай – на курорт, отправят. А так – в зону до конца дней. Кстати, спросите ветеранов «Серпов» (Института судебной психиатрии имени Сербского) – в случае с Андреем Чикатило было именно так! Так вот, сидит этот псих в камере с троими такими же «здоровыми» маньяками, скучает, мучается, читает Достоевского и…просит его расстрелять. Он сам мне признался – лучше смерть, чем такая жизнь. А в России мораторий – так что сиди, дружок…
Впрочем, у некоторых эта своеобразная «мечта» о смерти сбывается. Умирают. Или их убивают. Как Салмана Радуева, например. Или кто-то думал, ОРЗ его в зоне подкосил? Но это – немного другая история.
А если смертная казнь сегодня представляется кому-то более жестким наказанием, чем пожизненное заключение, я бы посоветовал этому человеку съездить на экскурсию в Мордовию – там зон много, и для «пожизненных» колония есть. Вы сами увидите - такое пожизненное, как в России, страшнее смертной казни! Если вы хотите наказать преступника «круче», чем отправить «до смерти  жить» в мордовской зоне – не выйдет, «круче» некуда. Мне не верите – «зеков» спросите…
Андрей Калитин
















Rambler's Top100 Каталог сайтов - Refer.Ru ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!