Как оказалось, ее первыми плодами оказались недовольны даже сами правоохранители. Хотя, как заметил Чайка, в этом году работа по борьбе с коррупцией заметно активизировалась. Только по фактам хищений в "Оборонсервисе" прокуроры возбудили около 25 уголовных дел.
Бастрыкин похвастался тем, что фигурантами уголовных дел все чаще становятся представители власти. Так, в 2011 году следователям удалось призвать к ответу более 600 депутатов разных уровней и глав муниципальных образований, 6 судей и 100 сотрудников следственных органов, 15 из которых оказались работниками СКР.
Заметно снизилось и количество зарегистрированных взяток, рассказал Чайка. Правда, как выяснилось, их сокращение на 21% по сравнению с прошлым годом объясняется вовсе не доблестной работой правоохранителей, а их просчетами.
По его словам, завидной статистики следователи добиваются, допуская приписки в антикоррупционных делах. "В Пермском крае только по одному уголовному делу было снято 599 фактов мошенничества, отнесенных к коррупционным", - рассказал Чайка.
Тем не менее, правоохранителям удалось только в 2012 году поймать за руку десятки тысяч коррупционеров разного пошиба, которые в совокупности обокрали государство на 21 млрд рублей.
Судя по всему, эти цифры произвели настолько глубокое впечатление на депутатов, что лидер ЛДПР Владимир Жириновский даже предложил присвоить Бастрыкину и Чайке звания "ветеранов труда" - неважно, что таких больше никому не дают со времен развала СССР.
Однако парламентарии дали понять, что раскрытые преступления лишь вершина "огромного коррупционного айсберга". Наиболее категоричной в этом вопросе оказалась "эсер" Светлана Горячева, которая пришла на заседание в прокурорской форме, сохранившейся еще с ее прошлой работы в надзорных органах.
Выступая с обличительной речью, "эсер" напомнила, что в международном индексе коррупции Россия оказалась рядом с Гондуарсом и Кенией. "Последние громкие разоблачения лишь демонстрируют очевидную половинчатость и непоследовательность властных структур в борьбе с коррупцией", - заявила Горячева.
К примеру, она упрекнула следователей за то, что они до сих пор так и не решились перевести экс-министра обороны Анатолия Сердюкова из свидетелей в обвиняемые, а его фаворитку Евгению Васильеву отправить в СИЗО.
По мнению депутатов, взяться за коррупционеров по-настоящему следователям мешают и не так давно принятые поправки в Уголовный кодекс, по которым взяточник может откупиться от тюрьмы обычными штрафами. "В 2011 году только каждый четвертый сел в тюрьму, а 60% отделались штрафами", - возмутилась Горячева.
Депутаты жаловались и на плохую работу самих следователей, которые после создания СКР, по большому счету, вышли из-под контроля прокуратуры. "В СКР порядка не прибавилось, сотрудники с легкостью отказывают в возбуждении уголовных дел, прекращают уже заведенные, устраивают волокиту", - сокрушался коммунист Юрий Синельщиков.
Глава СКР на эти жалобы не отреагировал, а вот генпрокурор открыто предложил депутатам вернуть его ведомству ряд утраченных полномочий.
Впрочем, рассчитывать на усиление своей роли в антикоррупционной компании Генпрокуратуре не придется еще как минимум несколько лет, в том числе с учетом заявленных ранее планов по созданию единого следственного органа.