Говорят, в языке эскимосов
есть несколько десятков терминов, описывающих цвет снега – основного элемента
их среды проживания. Русский язык богат на термины, описывающие коррупцию как
нарушение установленных правил, регламентов и этических норм в личных или
узкогрупповых интересах.
Здесь и сохранившиеся со
времен Михаила Салтыкова-Щедрина «мздоимство» (получение чиновником
дополнительных доходов за выполнение служебных обязанностей) вкупе с
«лихоимством» (получением дополнительного вознаграждения за нарушение или
невыполнение этих обязанностей). И термин «откат», используемый для описания
вознаграждения чиновника не до, а после предоставления им услуг в обход
установленной процедуры.
Если где-то живой характер
русского языка и проявляется наиболее наглядно, так именно в этой сфере: новые
слова и обороты продолжают возникать, отражая все усложняющуюся
действительность и радуя языковедов и просто любителей русской словесности.
Последняя новация, пока еще не успевшая найти отражение в толковых словарях, –
слово «распил». Помогая лингвистам, один начальник отдела федерального
министерства так определил этот элемент новояза: «Есть два вида коррупции:
сверху и снизу. Сверху – это когда пилят бюджет и до кого-то докапливает, снизу
– это когда собирают с бизнеса и эти деньги поднимаются наверх... Те, кто пилит
бюджет, – да, там уже все отрегулировано и в принципе есть определенные
негласные правила, когда это еще прилично, а когда это уже совсем неприлично.
Когда они все распилят, а когда они еще какой-то результат получат и его
продемонстрируют: вот, смотрите, сделали все-таки что-то, несмотря ни на что».
(В 2006 году были проведены интервью с государственными служащими в рамках
исследовательского проекта об особенностях властных отношений в России, в
котором принимали участие профессор Светлана Глинкина, доктор Карин Клеман,
кандидат экономических наук Наталья Апарина, Евгения Гвоздева и автор – в
качестве координатора. Имена респондентов не указываются ввиду гарантий
конфиденциальности, предоставленных при организации интервью, и этических
принципов проведения социальных исследований.)
В этих условиях объявление
коррупции главным объектом борьбы равносильно подрыву одного из живительных
источников русского языка. Если бы Россия по-прежнему оставалась самой читающей
в мире нацией, то этого делать, видимо, не следовало бы. Сокращение тиражей
периодических и художественных изданий (которое может стать обвальным, если
все-таки произойдет резкий рост тарифов на подписку) убивает в нас лингвистов и
позволяет сконцентрироваться не на эстетическом, а на прагматическом восприятии
коррупции. Да и о высоком стиле ли думаешь, наблюдая приближающееся
одухотворенное лицо сотрудника ГИБДД или склоненную над бумагами (боже, как
тяжела, должно быть, его работа) фигуру сотрудника ОВИРа? В такие моменты
готов, пожалуй, выучить и английский с его убогим словом bribe (взятка).
Президент Дмитрий Медведев,
инициируя подготовку национального плана по борьбе с коррупцией (сначала еще до
своего избрания, в ходе предвыборной встречи 27 февраля этого года в Нижнем
Новгороде, а затем подписав в этой связи 19 мая один из первых своих указов
после вступления в должность), однозначно отдает приоритет прагматическим
интересам россиян перед лингвистическими. План имеет, как отмечали СМИ, три
уровня: юридический, предусматривающий ужесточение законодательства;
профилактический, касающийся «ликвидации условий для коррупции» через
обеспечение прозрачности действий чиновников и верховенства закона и
регламентов; «просветительский», посвященный правовому воспитанию чиновников и
граждан.
Учитывая многообразие
коррупционной действительности, окружающей нас, как снег – эскимосов, самым
проблемным представляется, в том числе и по признанию самого автора инициативы,
второй уровень. Как искоренить коррупцию, если она является не исключением из
правил, а самим правилом? Введением регламентов, принуждением к их исполнению и
упрощением бюрократических процедур здесь не ограничиться. Все это мы уже
проходили – в ходе недавно почившей в бозе административной реформы с ее
ориентацией на транспарентность и принципом «одного окна», из которого, как по
мановению волшебной палочки, должны были появляться требуемые документы,
решения и услуги. Не появились.
Не появились по простой
причине (что отнюдь не облегчает смирение с ней): побороть коррупцию, не меняя
при этом всю систему властных отношений, в которой она укоренена, просто
невозможно. «Простые» решения проблемы коррупции не работают и в других странах.
Взять, например, Перу, для которой, собственно, и были изначально разработаны
Эрнандо Де Сото многие решения, легшие впоследствии в основу административной
реформы в России: удешевление государственного аппарата и предоставляемых им
услуг, обеспечение транспарентности их предоставления, упрощение
административных процедур и так далее. Несмотря на непосредственное – на
определенном этапе – участие Де Сото в реформировании государственного аппарата
в этой стране, индекс восприятия коррупции там продолжает уменьшаться (то есть
сама коррупция – увеличиваться). В 1998 году он равнялся по десятибалльной
шкале 4,5, в 2002 году – 4,0, в 2007-м – 3,5 (в России – 2,3).
Дело в том, что простые
решения затрагивают лишь верхний слой коррупционных практик, оставляя в неприкосновенности
те структуры и источники, которые ее постоянно подпитывают. Крайняя
асимметричность отношений между теми, кто властью наделен, и лишенными ее –
один из таких источников. Юрист и социолог Александр Яковлев в своей книге
«Социология экономической преступности» справедливо замечает, что «взятку дает
тот, кто находится в подчиненной позиции и вследствие этого пытается дачей
взятки уменьшить асимметрию в своих отношениях с лицом, обладающим большими
полномочиями». Поэтому, не поменяв дистанцию власти, то есть максимально
приемлемое неравенство в распределении властных полномочий, побороть коррупцию
затруднительно.
Или взять те же самые
административные барьеры. Как их снизить окончательно и бесповоротно, чтобы не
возникали снова уже в новом месте, если они фактически обеспечивают применение
одной из техник воспроизводства и укрепления сложившейся модели власти, а
именно описанного еще Максом Вебером доминирования в результате наложения
интересов? Некоторые экономисты сравнивают административные барьеры со
шлагбаумами на платной дороге: можно, конечно, поехать по «бесплатному» шоссе,
перегруженному и в колдобинах, но в интересах самого автомобилиста заплатить за
доступ и поехать спокойно и с ветерком, признав при этом право установившего
шлагбаум недоинвестировать в «бесплатное» шоссе и взимать плату за безопасный и
комфортный проезд. Вроде речь не идет о вымогательстве – выигрывает-то и
автомобилист, но ведь при этом ветшает «бесплатная» инфраструктура и растет
благосостояние – и власть – установившего шлагбаум.
К слову – не отсюда ли
возрождение интереса к транспортной системе, которое отражает крупнейший в
постсоветское время инфраструктурный проект, о котором недавно писали газеты, –
федеральная целевая программа «О развитии транспорта в РФ до 2015 года»
стоимостью в 13,5 трлн. руб.? Дороги будут строить, но ведь чаще всего – не
забывая поставить на них шлагбаумы!
В общем, если за коррупцию
браться всерьез, то пожертвовать придется интересами не только лингвистов, но и
всех тех, кто на протяжении веков строил всю систему «русской власти» (как ее
называют Юрий Пивоваров, Виктор Макаренко и ряд других исследователей),
постоянно эту коррупцию воспроизводящую и подпитывающую. Иными словами, менять
придется ту модель, которая и привела нынешнего президента к власти. Если ему
удастся остаться последовательным и пойти до конца в реформировании системы
власти, то приставка «великий» к слову «реформатор» будет не простой «фигурой
речи». Если нет – то получится «как всегда».