Следственный
комитет при прокуратуре РФ вынес постановление в отношении председателя
комитета рекламы, информации и оформления города Москвы Владимира
Макарова о привлечении его в качестве подозреваемого. Ему
инкриминируется превышение должностных полномочий лицом с причинением
тяжких последствий. По версии следствия, в результате необоснованно
предоставленных ОАО "Мосгорреклама" льгот столичный бюджет недополучил
более 130 млн руб.
Уголовное дело по ч. 3 ст. 286 УК РФ
("Превышение должностных полномочий"), фигурантом которого является
председатель комитета рекламы, информации и оформления города Москвы
Владимир Макаров, было возбуждено следственным комитетом при
прокуратуре РФ в декабре прошлого года. До наступления
нового года следователи якобы успели пообщаться с бывшим гендиректором
крупнейшего в России оператора наружной рекламы - компании News Outdoor
(имеет общего владельца с "Мосгоррекламой") Сергеем Железняком, бывшим
гендиректором "Мосгоррекламы" Татьяной Шмаковой, а также бывшими и
действующими чиновниками правительства Москвы. На днях в качестве
подозреваемого в Главное следственное управление на допрос был вызван
сам господин Макаров.
О подробностях этого дела в следственном
комитете говорить пока воздерживаются, ссылаясь на то, что установлены
еще не все обстоятельства совершения преступления.
По данным же "КоммерсантЪ", суть инкриминируемых
Владимиру Макарову деяний сводится к следующему. Летом 2004 года
возглавляемый им комитет заключил с фирмой "Мосгорреклама" пятилетний
контракт на изготовление и размещение транспарантов-перетяжек для
размещения на них социальной рекламы. В качестве компенсации затрат
"Мосгорреклама" получила 50-процентную льготу по оплате аренды этих
перетяжек, а также разрешение размещать на изготовленных по заказу
правительства Москвы перетяжках еще и коммерческую рекламу. Кроме того,
сами перетяжки, по версии следствия, были необоснованно оставлены в
собственности фирмы.
Владимир Макаров в пятницу подтвердил, что
в отношении него и ряда сотрудников комитета проводятся следственные
действия. "Мы не согласны с теми выводами, к которым сейчас склоняется
следствие, и намерены доказать свою правоту",- подчеркнул он. "Конечно,
для нас это отнюдь не радостное событие,- добавил господин Макаров.- Но
каждый выполняет свою работу".
Председатель столичного комитета рекламы также
подтвердил, что следствие заинтересовало соглашение, которое было
заключено с одной из компаний, размещающих рекламу на
транспарантах-перетяжках. "Это соглашение было заключено еще в 2004
году, - уточнил Владимир Макаров. - По нашей логике соглашение было
заключено абсолютно на законных основаниях и в интересах города".
Первый заместитель гендиректора ОАО
"Мосгорреклама" Данил Першин уточнил, что его компания на самых
востребованных транспарантах-перетяжках традиционно размещает
социальную рекламу: "Например, на самой дорогой перетяжке по адресу:
Арбат, 36 доля социальной рекламы достигает 60% в год, хотя закон "О
рекламе" обязывает отводить под нее лишь 5%". Поэтому, по словам
господина Першина, в 2004 году компания обратилась с просьбой к
тогдашнему вице-мэру Москву Валерию Шанцеву предоставить ей льготы по
аренде, что и было сделано. Но летом 2007 года при перезаключении
многолетних контрактов на аренду "Мосгорреклама" лишилась каких-либо
льгот, подчеркнул Данил Першин.
В 2002-2004 годах 96,39% акций ОАО
"Мосгорреклама" принадлежали Игорю Дзигоре, с 2005 года этот пакет был
уже оформлен на зарегистрированный на Британских Виргинских островах
офшор "Скарборо Ассошиэйтид Эс. Эй.", следует из размещенного в
"СПАРК-Интерфаксе" отчета ОАО за первый квартал 2008 года. При этом
бенефициарным владельцем 48,5% ОАО "Мосгорреклама" с 2005 года является
News Corp. Руперта Мердока, рассказал Максим Ткачев, управляющий
директор News Outdoor (также принадлежит News Corp.). В News Outdoor
подчеркивают, что не связаны напрямую с "Мосгоррекламой": по словам
господина Ткачева, это "сестринская компания". Данил Першин отказался
без согласия акционеров назвать других совладельцев "Мосгоррекламы".
Следственный комитет в прошлом году уже
возбудил уголовное дело в отношении заместителя господина Макарова
Александра Менчука (оба дела ведет следователь Михаил Туманов).
Следователи подозревают чиновника в нанесении ущерба бюджету Москвы в
результате неразмещения структурами News Outdoor в 2002-2007 годах
рекламы Московской ассоциации организаций химического комплекса
(Ассохим). Параллельно комитет рекламы по этому делу пытается взыскать
с ООО "Ньюс Аутдор" 242,8 млн руб. После разбирательств в суде первой
инстанции и апелляции федеральный арбитражный суд Московского округа в
октябре направил дело на новое рассмотрение. 14 января суд первой
инстанции вновь отклонил иск комитета, сообщили в News Outdoor.
Близкий к следствию источник рассказал, что на
допросе у следователя Владимир Макаров якобы заявил, что заключить
контракт на вышеизложенных условиях ему поручил тогдашний вице-мэр
Москвы Валерий Шанцев (сейчас губернатор Нижегородской области).
На просьбу следователя предоставить соответствующее распоряжение
господин Макаров ответил, что такое указание было дано ему в устной
форме. В разговоре со следователем господин Шанцев
заявил, что никаких указаний Владимиру Макарову не давал. При этом
пресс-секретарь губернатора Евгений Муравьев сообщил, что прекрасно
осведомлен об истории с "Мосгоррекламой", поскольку в то время работал
пресс-секретарем Валерия Шанцева в Москве. "Сейчас господин Шанцев
находится в отпуске, поэтому я не могу сказать вам, общался он со
следователем по делу Макарова или нет", - заявил господин Муравьев. Господин Макаров эту тему обсуждать не стал.
В News Outdoor заявили, что ни Татьяна
Шмакова, с июля 2007 года являющаяся первым заместителем управляющего
директора компании, ни кто-либо другой из сотрудников этой компании
официально на допросы к следователю по "делу Макарова" не вызывались.