Журналистские расследования. Авторский проект Андрея Калитина
партнеры проекта
ГЛАВНАЯ   |   О ПРОЕКТЕ   |   КОНТАКТЫ   |   БЛОГ   
Чиновники и блогосфера
6.12.2010
Елена Мязина,
"Ведомости".


Эпидемия

Редкий человек даже преклонного возраста сейчас не знает, что такое блоги и социальные сети, и не завел себе страницу, если не в ЖЖ, так уж в «Одноклассниках» или «В контакте». А клиентская база Twitter и Facebook и вовсе растет как на дрожжах - с начала этого года их российская аудитория, по данным Comscore, выросла в 3,5 и 4,5 раза соответственно, при том что остальные сервисы («В контакте» и «Одноклассники») прибавили всего по 80-90%. «В контакте» - для детей«, - отрезал замминистра экономического развития Станислав Воскресенский, предпочитающий общаться с коллегами и друзьями через Facebook. Но одно дело - обычные граждане, и совсем другое - обремененные государственной службой чиновники, не имеющие времени на пустые развлечения. Именно так звучит самый распространенный аргумент идущих против течения представителей власти, которые, правда, не готовы официально комментировать свое отсутствие в сети.

Традиционные еще год назад отговорки теперь выглядят не менее нелепо, чем скороспелый диагноз интернет-общению. Причины две. Первая - пример самого президента Дмитрия Медведева, еще год назад настоятельно рекомендовавшего подчиненным осваивать современные технологии и вести онлайн дневники и на личном примере демонстрирующего, как это делать. Вторая - эффективность «забавы». Те, кто вкусил прелесть сетевых коммуникаций, поняли, насколько полезными в работе они могут быть. «Блог - это способ донести свои мысли до широкого круга людей, - делится губернатор Пермского края Олег Чиркунов, один из самых известных пользователей Livejournal. - При этом он позволяет больше вольностей, чем официальное интервью, и дает возможность фиксировать для себя хронологию своих мыслей». С помощью блога чиновники могут корректировать свой имидж и создавать положительный образ слуги народа, подчеркивает партнер консалтингового агентства «Социальные сети» Денис Терехов, а мониторинг комментариев читателей и оперативная реакция, которую видят все, заметно усиливают эффект.

Авангард

Общительных чиновников пока не так много, но их ряды стремительно растут. Причем, разобравшись с одним интернет-сервисом, они спешат освоить другой. Среди самых продвинутых прежде всего молодежь - 35-летний губернатор Кировской области Никита Белых, 38-летний экс-замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов (теперь он вице-президент «Сколково») и 33-летний руководитель департамента по развитию конкуренции и конъюнктуры рынка Минэкономразвития Александр Пироженко. Они уже не первый год в ЖЖ (Белых открыл свою страницу в июне 2005 г., Наумов - в феврале 2009 г., Пироженко - в мае 2009 г.) и буквально срослись с блогосферой - свои страницы чиновники обновляют достаточно регулярно.

А с недавних пор завсегдатаи Livejournal освоили и другой популярный канал связи - Twitter. Новый сервис пришелся по душе - у Белых с июня 2010 г. более 3300 записей, у Наумова - с марта около 600, у Пироженко - с сентября 2009 г. 1860. «Когда власть информационно открыта и публично говорит о всех своих действиях, в том числе и через блоги, очень легко отслеживать выполнение всех обещаний и заявлений» - так объясняет свою сетевую общительность в одном из постов в ЖЖ Никита Белых. «Решил поддаться велению времени - быть более открытым», - приветствует посетителей личного сайта 40-летний сенатор от Амурской области Амир Галлямов. У него более скромный по сравнению с лидерами арсенал, но в своем ЖЖ, открытом в апреле этого года, сенатор пишет помногу и довольно регулярно.

Олегу Чиркунову - 52, но это не мешает ему чувствовать себя в интернете как рыба в воде. За последний год он не только завел себе Facebook и Twitter, но и активно развивает еще один проект - свой блог на Worldpress, куда постепенно перетащил практически всех своих подчиненных. Среди активных твитерян - 58-летний губернатор Калужской области Анатолий Артамонов (за 2,5 месяца с открытия страницы - около 600 записей), его 63-летний коллега по Владимирской области Николай Виноградов (с марта прошлого года - 1500 записей) и 57-летний Георгий Полтавченко, полпред президента в Центральном федеральном округе (с июля 2010 г. - около 1700). А 64-летний Вячеслав Позгалев - обладатель не только личного сайта, блога на портале областной администрации и Twitter, но и личного канала на YouTube.

Переплюнуть президента, конечно, сложно. Каких только каналов связи не завел себе Дмитрий Медведев - и личный сайт, и ЖЖ, а с июня этого года, после посещения Кремниевой долины, и Twitter (от страниц в Facebook и «В контакте» сотрудники администрации открещиваются, не указывая их в списке официальных интернет-ресурсов главы государства). Президентская аудитория растет: у ЖЖ Медведева, который стартовал в октябре 2008 г., сейчас почти 15 500 читателей, а у его Twitter более 135 000 подписчиков. Пришлось даже заводить еще один - для более формальных сообщений.

Замах на рубль

Для многих, впрочем, блоги так и остались формальностью. «Привет, Машук! Счастья и радости. И найти себя!» - так звучит первый пост в ЖЖ президента Карачаево-Черкесии Бориса Эбзеева. Но это не ласковое приветствие дочки, жены или подруги. Машук - это молодежный образовательный лагерь, куда в августе приезжал глава региона. Именно отдыхающие предложили ему завести блог в надежде узнавать из него, чем занимается президент республики. Только вот дальше этого поста дело не пошло - он стал первым и единственным.

Похожая история и у полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина. Блог в ЖЖ у бывшего губернатора Красноярского края есть, а записей - нет. А у сенатора от Ненецкого автономного округа Алексея Пантелеева роман с Twitter продлился всего два весенних дня - в марте он решил рассказывать о северной экспедиции, но, как только группа пересекла Северный полярный круг, Twitter сенатора замолчал и до сих пор не подает голоса.

Брошены на произвол судьбы и большинство страниц единороссов в крупнейшей российской сети «В контакте», месяц назад заведенные их коллегой по партии Робертом Шлегелем. «Те, кто захочет использовать этот инструмент, будут его использовать. Даже у тех, кто совершенно незнаком с интернетом, есть помощники (5 на зарплате и 40(!) на общественных началах), из которых при желании могут найтись те, кто займутся», - написал он в блоге после своей гуманитарной акции. Видимо, таких помощников у депутатов не нашлось.

Не своими руками

Зато у губернатора Владимирской области Николая Виноградова с помощью в ведении блога все в порядке. Его страница в Twitter зарегистрирована еще в марте 2009 г., но рука чиновника вряд ли прикоснулась хотя бы к одному оставленному в истории твиту: среди многочисленных записей нет ни одной живой реплики - только ссылки на новости трудовых будней главы региона.

Такой подход скорее правило, чем исключение, утверждает Виктория Малина из Школы помощника руководителя при Национальной гильдии профессиональных консультантов, обучающая искусству ведения блогов и знакомая с многими сетевыми творениями высокопоставленных госслужащих. «С подачи Медведева присутствие чиновников в блогосфере растет, но их блоги в основном ведут PR-службы, - настаивает она. - Разница между авторскими, живыми репликами и сухими, написанными по заказу текстами с несколькими подставными вопросами и комментариями, очевидна даже неискушенному читателю». Лучше ничего не иметь, чем иметь мертвый блог, соглашается Терехов из «Социальных сетей». Впрочем, чиновникам невыгодно вести блоги по принятым в интернете правилам, добавляет Малина, - «из сети ничего не удаляется и при смене власти прошлые мысли могут быть не так истолкованы».

А вот аутсорсинг чиновничьих блогов в управление сторонним организациям, в начале года казавшийся многообещающим бизнесом, не прижился. Чиновники стараются использовать имеющиеся в штате ресурсы, утверждает Терехов. «Зачем выносить информацию из семьи? Ведь можно либо нанять нового сотрудника, либо обременить уже существующего дополнительными обязанностями, - рассуждает он. - К тому же с отменой губернаторских выборов политический консалтинг как бизнес выродился». Услуга по ведению блогов чиновников пока не очень востребована, соглашается руководитель интернет-проекта Live1000 Николай Грибакин. Но по мере популяризации этого инструмента ситуация будет меняться, надеется он. «Есть чиновники, которые хотят делиться своими мыслями, но нет времени это делать, а ведение блогов - трудоемкая вещь, требующая особой квалификации», - подчеркивает Грибакин.

Стоимость такого удовольствия невелика. Предложение, с которым компания FPG-Media в начале года прошлась по рынку (о ее тарифах интернет узнал из выложенной губернатором Кировской области Никитой Белых презентации с ценами в почти полмиллиона рублей за разработку, обслуживание и продвижение), уже устарело. «Все зависит от набора услуг, - делится Грибакин. - Помимо наполнения и раскрутки блога на плечи агентства зачастую ложится создание всей концепции проекта». Стартовая цена за обслуживание, по словам консультантов, - 50 000 руб. в месяц, средняя - 100 000 руб. «Если не включать спецпроекты, требующие привлечения дополнительных как человеческих, так и финансовых ресурсов, - уточняет Терехов. - Например, проведение конкурса с призовым фондом или командировка съемочной бригады». Тогда цена может достигать и 250 000-500 000 руб.

Консерваторы

Но кто бы ни общался с интернет-сообществом от лица чиновника, большинство госслужащих все еще игнорируют сеть. Среди самых необщительных правительственные мужи. Ни у одного из них не обнаружено ни страницы в Livejournal, Twitter, Facebook. Видеоблог есть только у министра сельского хозяйства Елены Скрынник, а недавно созданный Twitter Александра Жукова - zhukovalexander, как оказалось, вице-премьеру и президенту Олимпийского комитета не принадлежит. Кто от его имени общается с президентом страны и прочими высокопоставленными коллегами, неизвестно, но сам Жуков через помощника передал, что не имеет к этому ресурсу никакого отношения.

Причины неучастия в блогосфере и соцсетях члены правительства не комментируют: не стали об этом говорить в пресс-службе министра финансов Алексея Кудрина и руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина. Проигнорировал вопрос и министр энергетики Сергей Шматко.

Да и что им говорить, если даже председатель правительства Владимир Путин не торопится осваивать современные технологии. «У премьера достаточно каналов для связи - сайт правительства, личный сайт, где каждый может написать ему письмо», - указывает пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. Такой консерватизм не вредит рейтингу премьера, считает Терехов. «У Медведева и Путина разные аудитории: президент ориентируется на технологически продвинутую часть населения, а у премьера свой слушатель, и заигрывать с интернет-сообществом у него нет никакой необходимости».
















Rambler's Top100 Каталог сайтов - Refer.Ru ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!