Дмитрий Медведев в пятницу присвоил звание Героя России пилотам
Мирнинского авиапредприятия компании АЛРОСА Евгению Новоселову и Андрею
Ламанову, которые 7 сентября смогли посадить в тайге в Республике Коми
пассажирский Ту-154М после того, как у него в полете отказала вся
бортовая электроника. Без единого прибора и с заканчивающимся горючим
экипаж нашел заброшенную и уже заросшую кустарником взлетно-посадочную
полосу и благополучно на нее приземлился. В результате не только не
пострадал никто из пассажиров, но и сам самолет получил лишь
незначительные повреждения.
Самолет Ту-154М авиакомпании
«АЛРОСА-Авиа» 7 сентября выполнял рейс из якутского аэропорта Полярный в
столичный аэропорт Домодедово. На его борту находилось 72 пассажира и
девять членов экипажа. Через три с половиной часа полета - около 8.00
по Москве - на высоте 10,6 км у самолета внезапно отказало все
навигационное оборудование, электропитание и радиосвязь. Пилоты пошли на
снижение, чтобы выйти из облаков и сориентироваться, на какой высоте
они находятся. Но на высоте 3 км у Ту-154М сработала сигнализация
аварийного остатка топлива в расходном баке - перестали работать
электронасосы перекачки топлива. В результате у летчиков осталось
полчаса, чтобы без каких-либо ориентиров и карт найти в тайге приемлемое
место для посадки. Сначала они увидели реку и повернули к ней, надеясь
найти более или менее ровное пространство, хотя бы на опушке леса. При
этом, как признали потом сами члены экипажа, произошло практически чудо
- они заметили поросшую кустарником бетонную полосу, которая оказалась
заброшенным военным аэродромом близ села Ижма.
Этот аэродром, как
позже выяснилось, изначально не был рассчитан на прием самолетов такого
класса, а последние годы и вовсе обслуживал лишь вертолеты. Длина
взлетно-посадочной полосы (ВПП) составляла всего 1400 метров - вдвое
меньше, чем требуется для Ту-154М, а качество покрытия оставляло желать
много лучшего. Но иного варианта не было, и пилоты решили садиться.
Чтобы
определять уровень крена лайнера («на глазок» это невозможно, а
«авиагоризонт» не работал), штурман Сергей Талалаев использовал
наполненный водой пластмассовый стаканчик. Так как из-за отказа
электрооборудования у Ту-154 не выпускались закрылки и предкрылки,
посадку пришлось производить на скорости 400 км/ч при норме 255 км/ч.
Тем не менее экипаж смог успешно приземлить лайнер, хотя для полной
остановки взлетной полосы не хватило. Ту-154 выкатился за ее пределы в
лес почти на 200 метров, срубая крыльями деревья, но, к счастью, особо
больших не оказалось. В результате никто из находившихся на борту людей
не пострадал, а единственной жертвой ЧП стал попавшийся на пути
аварийного самолета заяц.
То, что экипаж совершил настоящий
подвиг, стало понятно сразу после первых рассказов о ЧП пассажиров и
жителей Ижмы. Но ввиду уникальности происшедшего представители СКП были
более осторожны, и среди версий причин инцидента не только отказ
электрооборудования, о чем говорил экипаж Ту-154, но и другие, в том
числе ошибка пилотирования.
Впрочем, данные пилотов подтвердились
довольно быстро. Как выяснилось, причиной отказа бортовых систем
Ту-154М стала неисправность аккумуляторов - так называемый «тепловой
разгон», когда из-за малого количества электролита и высокой температуры
в аккумуляторе повышается скорость ионизации кислорода, отчего он
начинает разогреваться и на нем снижается напряжение.
Уже через
несколько дней официальный представитель «Росавиации» Сергей Извольский
назвал действия экипажа Ту-154М «героическими», а президент дал понять,
что действия экипажа будут оценены по достоинству. «Несколько дней назад
у нас совершенно уникальная ситуация сложилась с самолетом Ту-154, -
сказал тогда г-н Медведев. - Мы до этого смотрели за тем, как геройски
действовали американские летчики, которые посадили самолет на воду. Но
наши совершили не менее героический поступок. Причины случившегося
установит следствие, но в любом случае благодаря мужеству и геройству
этих людей удалось совершить аварийную посадку в абсолютно
неприспособленных условиях, в которых подобного рода происшествия обычно
заканчиваются трагически. Они спасли пассажиров - пассажиры обратились
ко мне с предложением наградить их. Я это обязательно сделаю».
И
в минувшую пятницу это случилось. «За мужество и героизм, проявленные
при исполнении служебного долга в экстремальных условиях» звание Героя
России присвоено командиру Ту-154М Евгению Новоселову и второму пилоту
Андрею Ламанову. Остальные члены экипажа - бортпроводники Василий
Выродов, Николай и Елена Дмитриевы, Рифкат Низамов, бортинженер Рафик
Каримов, старший бортпроводник Елена Разумова и штурман Сергей Талалаев
- награждены орденом Мужества.
Тем временем дальнейшая судьба
самого Ту-154М, который экипаж сумел посадить в тайге, пока не решена.
Вскоре после ЧП его отбуксировали из леса на полосу военного аэродрома,
но что с ним делать дальше, пока никто не знает. Одни эксперты заявляли,
что поднять лайнер в воздух на столь короткой и плохой полосе
невозможно и вывозить его надо по земле, разобрав на части. Но после
того как место ЧП посетили специалисты КБ «Туполев»,
завода-изготовителя, а также специалисты авиакомпании «АЛРОСА-Авиа»,
было высказано предположение, что лайнер после ремонта все-таки сможет
взлететь сам, но для этого ему помимо прочего нужно заменить
поврежденные двигатели, а также расширить и удлинить саму ВПП. В этом
случае поднимать самолет в воздух скорее всего будут летчики-испытатели.
Тем не менее окончательное решение пока не принято.