Журналистские расследования. Авторский проект Андрея Калитина
партнеры проекта
ГЛАВНАЯ   |   О ПРОЕКТЕ   |   КОНТАКТЫ   |   БЛОГ   
Правительство не пожалеет средств на камеры
Дмитрий Бутрин,
Петр Нетреба,
"Коммерсантъ".



По итогам террористических актов правительство обсуждает создание на федеральные средства системы обеспечения безопасности на транспорте. Готовить предложения по этому вопросу премьер-министр Владимир Путин поручил Минтрансу, однако, по данным "Ъ", исполнителями программы будут МЧС и МВД. Хотя премьер-министр и пояснил, что "дело не в деньгах", создание современных систем контроля безопасности на транспорте чрезвычайно дорого.

Вчера премьер-министр Владимир Путин провел совещание по вопросам транспортной инфраструктуры, на котором, по словам пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, было решено подготовить меры совершенствования мер безопасности на транспорте. Для начала исполнения поручения президента Дмитрия Медведева о подготовке федеральных инвестиций в эти проекты, данного им Белому дому 29 марта, непосредственно в день терактов в Московском метрополитене, правительству понадобилось менее суток - уже вчера в совещании по вопросу реализации этого поручения приняли участие вице-премьер- министр финансов Алексей Кудрин, министр транспорта Игорь Левитин, заместитель главы МВД Александр Смирный, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, замдиректора ФСБ Владимир Кулишов, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Геннадий Петраков, руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин, президент РЖД Владимир Якунин, а также начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев.

Самой программы, по словам господина Пескова, у правительства пока еще нет - она будет подготовлена в ближайшее время под руководством Минтранса РФ. Основными исполнителями будущей программы пресс-секретарь Белого дома, впрочем, назвал другие ведомства - МЧС и МВД. Отдельной проблемой, судя по комментариям Дмитрия Медведева и Владимира Путина, станет схема финансирования программы модернизации систем безопасности на транспорте.

Подавляющее большинство российского коммунального транспорта находится в муниципальной собственности, часть - в региональной собственности, железнодорожный транспорт и его инфраструктура - собственность государственного АО РЖД. Напомним, тема безопасности на железнодорожном транспорте ранее обсуждалась в Белом доме и в связи с проблемами с функционированием скоростных поездов "Сапсан" - 25 декабря Владимир Путин предоставил РЖД дополнительные средства в размере 1 млрд руб. на эти цели.

Владимир Путин подчеркивал, что на эту программу не намерен скупиться. "Думаю, для всех понятно - дело не в деньгах, а в эффективности предлагаемых решений",- сказал он. На совещании не были объявлены даже предварительные или оценочные цифры, в которые обойдется модернизация систем безопасности транспорта.

Между тем расходы на модернизацию системы охраны муниципального транспорта по современным стандартам могут неприятно поразить Белый дом. В качестве стандарта можно рассматривать расходы властей Великобритании на модернизацию систем безопасности транспортной системы Большого Лондона (TfL), проведенную после террористических актов в лондонском метрополитене в июле 2005 года. Интегрированная система наблюдения в системе создавалась с 1999 года, ее основой на тот момент была интеллектуальная сеть камер наблюдения (CCTV) - это около 6 тыс. камер непосредственно на станциях метрополитена, выделенный персонал подземки и специализированное подразделение полиции численностью около 450 человек. Реформа системы потребовала увеличения мощности CCTV до 13 тыс. камер, увеличения занятого персонала в 1,5 раза, приобретения инновационного программного обеспечения для автоматизированного наблюдения за перемещением пассажиров, рекламной кампании по повышению безопасности пассажиров, увеличения частоты выборочной проверки багажа. TfL в 2009 году обсуждала также введение в действие автоматизированной системы распознания по видеоизображению лиц, находящихся в розыске, а также сканеров взрывчатых веществ, но отказалась от их внедрения из-за высокой стоимости и несовершенства.

Осенью 2007 года правительство Великобритании оценивало расходы на модернизацию системы в $13 млрд, впрочем, конкретная сумма для TfL, крупнейшей городской транспортной системы Великобритании, функционирующей на принципах частно-государственного партнерства, не называлась. В инвестпрограмме АО РЖД 2010 года, обсуждавшейся в Белом доме в конце 2009 года, объем расходов на "антитеррористические мероприятия" зафиксирован в размере 450 млн руб., близки плановые расходы на противопожарную безопасность, на повышение безопасности движения запланировано потратить около 2,5 млрд руб. Аналогичной отчетности ГУП "Московский метрополитен" не предоставляет, объемы продаж в 2007 году составляли 31 млрд руб. при прибыли около 3 млрд руб., запланированные инвестиции из бюджета Москвы в его развитие составили в 2009 году около 24 млрд руб. По данным группы Axis, основой системы наблюдения в метрополитене Москвы сейчас являются стандартные камеры наблюдения в вагонном парке в антивандальном исполнении.

Очевидно, что суммы, необходимые для модернизации систем безопасности только Московского метрополитена, несопоставимы c расходами Лондона. Отметим, в 2010 году федеральный бюджет не финансировал инвестпрограмму ГУП и строительство метрополитена в Москве. Крупнейшие "профильные" ФЦП, в рамках которых предусмотрены инвестиции в системы безопасности на транспорте - "Развитие транспортной системы до 2015 года" и "Антитеррор",- подвергались сокращению в 2008-2009 годах вместе с другими целевыми программами бюджета.
















Rambler's Top100 Каталог сайтов - Refer.Ru ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!