В Госдуму внесен законопроект об объявлении амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне. Под законопроектом подписались 47 депутатов из «Единой России», а в случае его принятия на свободу должно выйти более 330 тыс. заключенных.
При этом из числа ветеранов и участников боевых действий, а также блокадников и узников концлагерей под амнистию подпадет всего 1,5 тыс. человек. Остальные 287 тыс. человек - это осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы и условно осужденные и осужденные с отсрочкой. 40 тыс. - осужденные за умышленные преступления на срок до двух лет и за неосторожные преступления до трех лет. Еще 4,7 тыс. человек - престарелые, инвалиды и несовершеннолетние.
Нужна ли такая амнистия, рассуждает заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Виктор Илюхин.
«СП»: - Виктор Иванович, депутаты поддержат амнистию?
- Концепция амнистии устраивает большинство депутатов Госдумы. Так уж на Руси повелось, что всегда знаменательные даты отмечаются не только шествиями и торжествами, но и жестами проявления гуманизма к осужденным и лицам, которые находятся под следствием и дознанием. По этой амнистии будет амнистировано 300-350 тысяч человек. Может быть, это число увеличится, потому что в ходе расследования уголовных дел будут выявляться преступления, которые тоже будут подпадать под действие амнистии.
«СП»: - Такое большое число амнистированных может привести к росту преступности?
- Здесь не надо бояться какого-то большого рецидива, возврата амнистированных в места лишения свободы. Рецидив по амнистии всегда самый низкий, он ниже общего рецидива. Потом, под действие амнистии подпадут только лица, совершившие преступления средней степени тяжести. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, под амнистию не подпадут.
«СП»: - Под амнистию подпадут несовершеннолетние?
- Да, если мера наказания им была определена не более пяти лет лишения свободы. В отношении несовершеннолетних могу сказать, что моя позиция - если можно им простить, надо простить. Потом, амнистия будет распространяться на 55-летних женщин и 60-летних мужчин - я полагаю, в этом огромной беды нет. Будут амнистированы и те лица, которые в данный момент находятся на свободе, но в отношении которых ведется дознание или предварительное расследование - они находятся в положении обвиняемых, но уголовные дела еще не направлены в суд.
«СП»: - Эти меры разгрузят систему исполнения наказаний?
- Да нет, не разгрузят. Это просто акт гуманности со стороны государства, который увязан с весьма знаменитой датой, знаменитым событием.
«СП»: - 300-350 тысяч человек - это масштабная амнистия?
- Нет. Это такая же амнистия, которую мы принимали на 50-летие победы над Германией. И еще раз подчеркну: те люди, которые выйдут из мест лишения свободы, будут освобождены от наказания, серьезного влияния на криминальную ситуацию а России - тем более, на ее отягощение - не окажут.
«СП»: - Как часто нужно проводить такие амнистии?
- Я не сторонник частого проведения амнистий: это подрывает авторитет, значимость и стабильность судебных решений. Я не сторонник. Но, например, мы вынуждены были принимать две амнистии по Северному Кавказу в связи с событиями в Чеченской республике. Мы вынуждены были идти на этот шаг, чтобы позволить боевикам- тем, кто уже не хочет воевать - сложить оружие и выйти на свободу. А больше таких амнистий я не припомню. Я не сторонник мельтешить с указами и актами об амнистии - они действительно подрывают стабильность судебных приговоров.
«СП»: - Известны последствия знаменитой амнистии 1953 года, которая вызвала всплеск криминала в стране. Это был единичный случай такого рода?
- Тогда была так называемая широкая амнистия - очень широкая. Из мест лишения свободы вышли лица, которые совершили и тяжкие преступления, в том числе убийства. Но тогда руководствовались тем соображением, что среди лиц, совершивших тяжкие преступления было очень много граждан, участвовавших в борьбе против фашистов. Пытались сделать жест для них, для участников Великой Отечественной войны. К сожалению, вместе с ними под амнистию попала и откровенная уголовная шушера. Но такой амнистии, которая была в 1953 году, не будет к 65-летию победы над Германией.
«СП»: - В советское время широкие амнистии еще проводились?
- Я не помню слишком широких амнистий. Обычно они касались несовершеннолетних, женщин, лиц, совершивших преступления не выше средней тяжести, мужчин и женщин старше 60 и 55 лет соответственно. Концепции всех амнистий, в том числе нынешней, по сути одинаковые. Были еще амнистии по категориям - допустим, по преступлениям в хозяйственной сфере.
«СП»: - Сейчас в местах лишения свободы около 50 фронтовиков. Если прибавить к ним участников боевых действий, а также блокадников и узников концлагерей, наберется 1,5 тысячи человек. Кто эти люди, закоренелые уголовники?
- Я бы не сказал. У нас социальные условия проживания достаточно сложные. Много конфликтов, психоза в обществе. Поэтому на бытовой почве, в бытовых условиях совершаются преступления. Лица, совершившие такие преступления, и будут амнистированы.
Вообще, суды всегда подходили к участникам Великой Отечественной более мягко, с учетом заслуг. Я знаю из своей практики, что это всегда учитывалось как смягчающее вину обстоятельство.
Тем временем, стало известно, в Госдуму внесен еще один проект постановления об объявлении амнистии к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Его автором стал депутат от «Единой России», глава комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному праву Павел Крашенинников. Согласно этому законопроекту, на свободу могут выйти около 100 ветеранов войны и тыла.
Последние амнистии в России
Последняя крупная амнистия в стране проводилась в 2000-м году - к 55-летию Победы - тогда облегчение наказаний коснулось до 200 тысяч человек. Та амнистия объявлялась достаточно скоропалительно, двумя постановлениями Госдумы, Так как в первом из них свобода предоставлялась, в том числе, и осужденным по тяжким статьям. Часть заключенных позже оспаривали нормы амнистии в Конституционном суде.
Амнистия, которая объявлялась пять лет назад, коснулась лишь 260 заключенных, до нее частичная амнистия была в 2001 году - в отношении нескольких сотен женщин.