«Директор службы исполнения наказаний новый, а проблемы старые» - под таким названием в понедельник состоялась пресс-конференция, организованная главой Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой и директором движения «За права человека» Львом Пономаревым.
Правозащитники хотели привлечь внимание нового директора ФСИН. «Еще в конце августа я от лица многих правозащитников направил письмо Александру Реймеру, - рассказал Лев Пономарев. - В нем мы выражали готовность к тесному взаимодействию и просили о встрече. Однако ответа до сих пор нет».
По словам выступавших, многие проблемы в пенитенциарной системе связаны не с нехваткой финансирования, а с отношением сотрудников колоний к заключенным. И несмотря на замену начальства, ситуация пока не меняется.
В доказательство был представлен доклад «Пытки и акции протеста в местах лишения свободы». Доклад представляет собой хронику насилия в российских тюрьмах от Калининградской области до Ямало-Ненецкого автономного округа за последние 9 месяцев. Избиения, издевательства, принуждение вступать в секции дисциплины и порядка, а в ответ - жалобы, массовые голодовки, вскрытие вен и животов.
Однако есть одна деталь, которая говорит о том, что пенитенциарная система берет на вооружение и «легальные» методы борьбы. В последнее время на заключенных, которые протестуют против незаконных действий сотрудников колоний, все чаще стали заводить уголовные дела по статье 321 УК РФ - дезорганизация деятельности уголовно-исполнительного учреждения. Вот один из характерных случаев, произошедший в конце марта в ФБУ Т-2 города Владимира.
После того как в тюрьму был заведен спецназ и все заключенные избиты, один из них - Алексей Головнев стал протестовать и нанял адвоката для защиты своих интересов. Под предлогом карантина адвоката так и не пустили к заключенному. А 3 апреля Алексей должен был выйти на свободу. Однако вместо проходной на волю, где его ожидал адвокат, Головнева вывели из другого выхода и увезли в прокуратуру, где предъявили обвинение по 321-й статье. Это само по себе нелепо, потому что Головнев отбывал наказание в одиночной камере и «дезорганизовать» там никого не мог. На место выехали представители уполномоченного по правам человека, было установлено, что избиения действительно имели место. Однако Алексей Головнев до сих пор находится в СИЗО г. Владимира по обвинению в дезорганизации работы тюрьмы.
Использование Уголовного кодекса как орудия наказания неугодных, которое все чаще применяется в российских тюрьмах, приобретает более зловещий оттенок на фоне инициатив Александра Реймера. Ранее сообщалось, что он принимает деятельное участие в подготовке законопроекта, по которому массовые голодовки и членовредительства будут приравнены к злостным нарушениям.