В этой истории не все ее участники руководствовались законами. Некоторые имена мы изменили, а некоторые названия - опустили. Все остальное - чистая правда, документы, подтверждающие ее, у нас имеются. Летом 2006 года Саша (имя изменено), второкурсник Московского энергетического института, не успел сдать зачеты и был отчислен за невыполнение учебного плана. По нормам МЭИ, если студент все-таки хотел продолжать образование, он должен был подать заявление о восстановлении и с началом занятий успеть до конца первого месяца нового семестра ликвидировать академическую задолженность. Саша к 26 сентября успел все сдать. 9 октября приказом ректора он был восстановлен в студенческих правах, задним числом с 1 сентября.
$4 тысячи - и нет проблем
В пятницу 13 октября (поверишь тут в приметы!) в 7 часов утра в дверь позвонили. Сонный отец пошел спрашивать, в чем дело. «Откройте, пожалуйста, дверь, мы стучались к соседской бабушке, а она не открывает, надо выяснить, что с ней». Открыли, на пороге два милиционера и человек в штатском, представившийся сотрудником военкомата (позже оказалось, капитан). Саша спросонок и сквозь шум выяснений ничего не понял, что-то стал соображать, когда вручили повестку (а до этого никаких повесток не приходило). На всякий случай расписываться в ее получении не стал.
Повестка (задним числом) приглашала его в военкомат на прохождение мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вместе с отцом поехали на военкоматской машине, сначала высадили в отделении милиционеров. Подъехав к военкомату, капитан остановился, вышел и попросил выйти отца. Объяснил ему без свидетелей, что выход и у Саши есть: четыре тысячи долларов - и он, полежав пару дней в больнице, получает «белый билет». Отец обещал подумать.
Пока сын бегал в трусах между медиками, отец успел позвонить в институт и выяснить, что приказ о восстановлении ректором подписан. Он попросил выслать его в военкомат. Надо сказать, факс не произвел никакого впечатления на офицеров: кто ж будет в страдную осеннюю пору отказываться от созревшего плода? У Саши отобрали приписное свидетельство, сказав, что больше оно ему не понадобится. Призывная комиссия решила призвать его на военную службу, назначив ему контрольную явку в военкомат через месяц. А с вещами он должен был явиться 24 ноября.
Вернувшись домой, Саша собрался с мыслями. В интернете он нашел много полезной информации. Например, что существует, оказывается, лимит на предоставляемые военкоматом освобождения от призыва. И когда освобождают здорового, вместо него служить пойдет больной. Что тоже нехорошо. Поэтому студент решил посмотреть, какие есть законные способы отстаивания собственных прав.
Выяснилось, что в действующем на тот момент законе указывалось, что студент лишается отсрочки, если только он отчислен за нарушение устава или правил внутреннего распорядка вуза. Хотя к концу 2006 года Думой были уже приняты поправки, которые утвердили расплывчатую формулировку «либо по другой неуважительной причине», развязывающую руки военкомам, но в действие она должна была вступить только с 1 января 2008 года.
Саша понял, что он-то, во-первых, был отчислен за невыполнение учебного плана, а не за нарушение устава и правил. И во-вторых, он же был восстановлен до заседания призывной комиссии, а приказ о его отчислении был отменен. А юристы военкомата на этом заседании сделали из действовавшего закона другие выводы: в любом уставе записано, что студент обязан сдавать зачеты и экзамены, значит - Саша устав нарушил. Но в приказе-то ректора не было никакой ссылки на устав, а в правилах внутреннего распорядка МЭИ отдельно существует формулировка «за нарушение устава».
Студент не стал спорить в кабинетах военкомата: «Вы у себя, а я - у вас, лучше помолчу», но решил готовиться к судебному процессу. Нужно было шевелиться: до прихода с вещами - полтора месяца. Мать возражала: военные - сила, часть государственной машины, всюду имеют своих людей, да и не слышала она о случаях, чтобы кто-то пошел с ними судиться - и выиграл. Сын отвечал: если в данном случае предусмотрен законный выход из положения - то и надо им воспользоваться, а попробуете дать взятку в обход сына - уйду в армию добровольцем.
Тогда отец предложил рекомендованного ему адвоката: «на таких делах собаку съел», но в составленном адвокатом заявлении тот не просил отменить решение призывной комиссии. И Саша выписал доверенность на право представлять его интересы матери: «Я тебя знаю 19 лет, а его не видел никогда!» Будущий энергетик решил готовиться к суду самостоятельно.
Бабушкин суд
В его действиях, кроме идеалистических представлений, был и вполне рациональный резон. В любом случае, пока суд разбирается, решение призывной комиссии должно быть приостановлено. Даже если бы суд не принял сторону Саши, он бы выигрывал по крайней мере три-четыре месяца. До конца года оставалось всего ничего, а 1 января решения призывной комиссии отменяются как нереализованные. Если военкомат вновь захочет его призвать, он должен начинать процедуру сначала.
Для суда надо было собрать все документы из военкомата и института. Если в вузе все удалось сделать быстро, то с военкоматом начались прения. Саша 19 октября пошел в ближайшее к военкомату (чтобы скорее связаться) почтовое отделение и направил заказные письма с уведомлением о вручении в адрес райвоенкома и призывной комиссии, в которых просил выслать копию решения о призыве. Военком ответил, что документы не высылает, а выдает при личной явке. «Ага, чтобы заперли где-нибудь!» - прокомментировал отец.
Саша не стал дожидаться всех бумаг (это и необязательно, почтовые квитанции и уведомления у него были, а дальше об истребовании документов можно ходатайствовать перед судом), и в 20-х числах октября отнес исковое заявление в Бабушкинский районный суд, заплатив пошлину в 100 (сто!) рублей. Мы потому так подробно указываем даты, что хотим показать молодым людям, попавшим в сходное с Сашиным положение, как незамедлительно следует действовать. В суде Саша получил повестку на предварительное заседание, назначенное на 13 ноября. Таким образом, у него оказался документ, позволяющий ему в любом случае не являться в военкомат 13 ноября, несмотря на предписание.
Но он на этом не остановился и написал в суд заявление о приостановлении решения призывной комиссии в целях обеспечения иска, и 13 ноября на предварительном слушании получил по этому заявлению определение суда: «приостановить решение призывной комиссии до рассмотрения дела по существу». А по существу судья Бабушкинского районного суда Дмитрий Евгеньевич Дубровин назначил слушание на 15 января. То есть при любом исходе процесса прежнее решение призывной комиссии оказывалось аннулированным (помните - правило, что решение действует только до Нового года).
На суде военкомат представляла женщина-майор юстиции, по ее словам, 15 лет работающая в этой сфере. Зачитанная ею мотивировка действий комиссии выглядела так: «невыполнение учебного плана является несоблюдением обязанностей студента, а следовательно нарушением Устава МЭИ». Саша не знал, что ему, кроме предоставления бумаг, надо будет еще и выступать на процессе, вступать в дискуссию. Опыта таких публичных прений у него не было, мать решила его поддержать и попросила майора показать документы, на которые та ссылалась. Военкоматский юрист ответила, с учетом 15-летнего опыта, по-военному четко: «Сидите тихо! Вы здесь никто и звать вас никак!»
Прошло в таких разговорах минут десять, и суд удалился на совещание, прекратив прения. Мама Саши рассказывает, о чем думала в эти минуты: «Этот день для нашей семьи всегда был особенным. Мой дед погиб на фронте 15 января 1943 года, через 50 лет, день в день, умерла бабушка. Я молилась ей: бабушка, помоги!».
В зал заседаний Бабушкинского райсуда вошел судья Дмитрий Евгеньевич Дубровин и зачитал решение, в котором были такие, объясняющие позицию суда, слова: «Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что восстановление заявителя, в установленном законом порядке отчисленного за академическую неуспеваемость, означает восстановление его статуса студента в полном объеме, включая право на отсрочку от призыва на военную службу».
Военкомат решение райсуда не устроило и он подал на кассацию в Мосгорсуд. О чем Саша узнал задним числом! 31 мая 2007 года, в отсутствие Саши, судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда в составе председателя Кобыленковой А.И. и судей Пономарева А.Н. и Гербекова Б.И. оставил в силе решение райсуда.
Саша уже год как бакалавр, учится дальше, работает в МЭИ инженером, считает, что приносит больше пользы, чем рядовой необученный новобранец. Приписное свидетельство ему отдали, хотя пытались внушить, что потерял его он сам. Разговаривали грубо и резко, но ничего не могли сделать. Саша считает, что те, кто нарушает закон, на самом деле боятся тех, кто им возражает. Чувствуют себя не в своей тарелке. Или фуражке?
Редакция «Совершенно секретно» благодарит «Юридический центр Правозащита» за содействие в подготовке материала.
По всем интересующим вопросам призыва обращайтесь по тел.: (495) 798-56-78; (495) 626-02-27.
Информационный сайт для призывников: www.7985678.ru
Форум: www.отсрочка.su