Организатором группы оказался хорошо знакомый оперативникам 35-летний уроженец Украины Василий Шмаровоз. Год назад его уже ловили за угоны, но ему удалось отделаться весьма мягким приговором. Тогда суд назначил ему наказание в виде двух лет лишения свободы условно.
При задержании у него нашли фальшивое удостоверение члена Союза юристов Москвы. Как говорят милиционеры, то, что оно - поддельное, видно даже невооруженным глазом: уж очень неаккуратно была вклеена фотография. Но объяснять, для чего ему понадобилась ксива, он пока отказывается. В помощники себе взял уроженца города Шахты Ростовской области 37-летнего Андрея Ярмоленко.
Обмен опытом
Между тем милиционеры отмечают, что в последнее время происходит слияние различных воровских специальностей, когда, скажем, карманники используют свои навыки для того, чтобы добыть ключи от машины, которую затем угоняют.
Не так давно в Москвы были задержаны два уроженца Абхазии, которые орудовали в одном из торговых центров Москвы. Злоумышленники воровали у автовладельцев ключи от машины и уезжали на ней, пока хозяин выбирал покупки.
Вместе с тем есть случаи, когда у автоугонщиков перенимаются технологии для совершения других преступлений. В октябре милиционеры поймали группу борсеточников, которые похищали из автомобилей имущество хозяев, используя для этого код-грабберы (приспособления для нейтрализации сигнализаций).
Машины разбирали в гараже
Жертвами злоумышленников стали десятки автомобилистов. Автоворы специализировались на двух марках - Chevrolet Lacetti и Mazda. Их интерес к этим моделям был не случаен: это достаточно популярные машины и с их сбытом проблем не возникало. Но в основном они разбирали их на запчасти, спрос на которые даже больше, чем на сами машины. Для этих целей у них был оборудован бокс в одном из гаражно-строительных кооперативов (ГСК) на улице Зеленоградской, где милиционеры нашли огромное количество запчастей от Lacetti и Mazda.
Угонщики были неплохо экипированы различными техническими приспособлениями. По словам оперативников, сигнализацию они отключали с помощью специального сканера, который перехватывает сигнал при постановке автомашины на охрану. Кроме того, у них имелись электронные блоки управления, в том числе и зажиганием, от Chevrolet Lacetti и Mazda. Проникнув в машину, они снимали этот блок, ставили свой, после чего спокойно заводили автомобиль уже собственным ключом.
Впрочем, угонять машины преступники предпочитали недалеко от своей «базы». Дело в том, что там у них находилось приспособление, с помощью которого они глушили сигналы спутниковых противоугонных устройств. Однако так называемая глушилка была стационарной, поэтому искали машины в радиусе нескольких километров от гаража. Главным для них было быстро добраться до ГСК, пока автовладелец не обнаружил исчезновение автомобиля и не активировал поисковую систему.
Оперативникам удалось выследить угонщиков и взять их с поличным, после того как они с 3-го Лихачевского переулка угнали очередную Chevrolet Lacetti.
Классификация угонщиков
Всех автоугонщиков можно разбить на несколько групп по их квалификации. К самым низкоквалифицированным угонщикам относятся подростки, которых автомобилисты прозвали «пионерами» и наркоманы. Они не владеют специальными навыками, не умеют отключать сигнализацию, поэтому угоняют только те машины, которые, как говорят милиционеры, «легко взять».
При этом даже не гнушаются откровенно ржавыми и битыми автомобилями. Для них главное - чтобы на машине не было никаких протиугонных устройств. Открывают замки простейшим способом, так называемым проворотом. Вставляют в прорезь замка металлическую пластину и проворачивают замок, ломая личинку. Угнанные машины продают без документов на запчасти через объявления в бесплатных газетах.
Другая группа угонщиков уже знает несколько способов нейтрализации сигнализаций. Нередко для этого используют сканер, который считывает радиосигнал с брелка хозяина. Эта группа автоугонщиков - самая многочисленная. Как правило, угон происходит с неохраняемых стоянок возле крупных торговых точек или из дворов.
Вопреки бытующему мнению, что преступники долго следят за понравившейся машиной, это не так. Угонщики вообще могут сидеть в своей машине на стоянке и ждать, когда подъедет подходящий автомобиль. Как только хозяин такой машины зайдет в магазин, они дублируют перехваченный сигнал, открывают авто и уезжают.
Третья группа угонщиков - самая квалифицированная, они умеют бороться с сигнализациями и способны похитить практически любую машину. За понравившейся машиной они могут следить достаточно долго, выжидая подходящий момент.