Все было продумано до мелочей и исполнено дерзко, быстро и четко.
Налетчики учли и психологический аспект операции.
Давно известно, что мигалки и спецномера действуют на секьюрити,
словно удавы на мартышек. Они без лишних слов открывают шлагбаумы и
вытягиваются по струнке. Нет сомнения и в том, что среди
преступников был сообщник, имевший отношение к службе безопасности
аэропорта и к местной милиции. Не исключено, что в ограблении участвовал сотрудник ЧОПа, уже ранее встречавший курьеров с деньгами из Дагестана.
- Из Махачкалы постоянно наличку возят, - рассказала сотрудница
VIP-зала аэропорта Внуково Надежда М. - Их обычно встречают у нас в
зале какие-то мужики или милиционеры. А тут я не знаю, как так вышло.
Что же касается автомобиля налетчиков, то здесь пока не все ясно. По
сообщениям некоторых СМИ, госномер А 362 МР, имевшийся на «Ауди»
преступников, принадлежал не то автомобилю Ю. Лужкова, не то его
супруге Е. Батуриной. Вот что удалось выяснить.
В 90-е годы госномера серии А *** МР (77) были закреплены за ЦАБ* МВД РФ.
Только по Москве было выдано около 700 номеров. Уже
в то время А-МР считался блатным номерным знаком, и его установка на
гражданское авто обходилась в 10-40 тысяч долларов. Например, госномер
А 362 МР 77 (на автомобиле грабителей) с 1995 по 2002 год стоял на
«Волге» ЦАБ МВД. А затем неожиданным образом перекочевал на
«Мерседес-500», принадлежащий супругам Ястребовым из Красноярского
края. Примерно с 2006 года появились госномера серии А-МР с регионом
«97». Несмотря на некоторое ужесточение выдачи номеров этой серии, «А
*** МР 97» нередко можно было увидеть не только на персоналках
чиновников и силовиков, но и на личных авто банкиров, крупных
бизнесменов и т.д. Согласно данным из базы ГИБДД (и нашим), у мэра
Лужкова никогда не было транспортных средств с госномером А 362 МР 97.
Когда Юрий Михайлович еще в 80-х проживал на Полимерной улице, за ним
числился ВАЗ-2109 (госномер М 8200 ММ). В 2000 году он приобрел
раритетную «Волгу» (М 003 МС 97), а в 2003-м мотоцикл «Харлей
Дэвидсон». У супруги мэра автомобилей больше. С 1993 года в гараже
Елены Николаевны Батуриной перебывало 14 автомобилей. И на «Порше
Турбо» 2005 года выпуска имелся номер этой серии А 159 МР 77. За ЗАО
«Интеко» числятся два номера А 362 АА. Один на «Майбахе», другой на
представительском «Мерседесе». Получается, госномер А 362 МР 97,
который использовали преступники, с машиной Лужкова не связан. Это либо
подделка, либо он украден.
Например, в апреле 2003 года была угнана «Ауди» с госномером А 362 АА 97. До сих пор дорогая иномарка так и не найдена.
Тем не менее ограбление во Внуково вызывает массу вопросов. Как
преступникам удалось беспрепятственно попасть на взлетную полосу и без
труда покинуть аэропорт? И чего стоят заверения о том, что террористам
поставлен надежный заслон? И куда смотрел прикрепленный к VIP-залу сотрудник ФСБ? Мы выяснили: сразу после ЧП офицера спецслужбы срочно вызвали к начальству на Лубянку.
*ЦАБ: Центральное адресное бюро. В милицейских сериалах там пробивают адрес
P.S. Итак, охрана закрытого, особо охраняемого
объекта (аэропорта Внуково) пропускает машину с людьми в камуфляже,
только взглянув на ее номера. «Говорящие номера» ЕКХ (ФСО и ФСБ
России), МР (милиция), ССС (Центр спецсвязи, налоговая полиция,
таможня) на номере автомобиля издалека показывают: их обладателей лучше
не трогать.
Это уже не просто знаки тщеславия и иммунитет от гаишников.
Теперь это - угроза национальной безопасности. Боясь потревожить
обладателей статусных номеров, охрана аэропорта пропустит вооруженных
людей куда угодно.
От редакции
Внуково - специальный, конечно, аэропорт: в его управлении - деловая
авиация, откуда летают банкиры и чиновники на частных самолетах или
чартерах. Там - превышающие любые европейские расценки на обслуживание,
парковку, еду. Рядом - правительственный аэропорт Внуково-2, где
приземляются и откуда улетают все первые лица России, главы зарубежных
государств.
Внимание! Все полосы аэропорта связаны друг с другом! Заехав на это
поле можно за 40-50 секунд попасть на взлетку первых лиц страны и мира.
Беда Внуково и его привилегий вот в чем: персонал все время существует
рядом с випами и предоставляет им услуги, которые часто находятся вне
закона.
Как удалось выяснить «Новой газете», скандальное ограбление в
аэропорту Внуково - вовсе не единственное. Такие случаи были, это
практика.
Напомним: ограбление было совершено в московском аэропорту Внуково
19 марта. В 12.17 в аэропорту приземлился самолет Ту-154 из Махачкалы.
Будущая жертва - пассажир бизнес-класса забрал свой багаж прямо из
самолета. Для него был заказан специальный автобус до VIP-зала. Однако
за 100 метров до здания аэропорта дорогу автобусу преградила черная
Audi А8 с синим проблесковым маячком и особым номером. Оттуда выскочили
четверо людей в масках, камуфляже (на спине одного была нашивка «ОМОН»)
и с автоматами. Угрожая оружием, они уложили на пол автобуса водителя и
пассажиров, забрали сумки и скрылись.
Как выяснилось вскоре, в одной из сумок были вещи пассажира, в двух
других - наличные на сумму 43,668 миллиона рублей (около 1 млн евро).
Безопасность
Все ограбление заняло 24 секунды. Действия нападавших были
отработаны до мелочей, что не оставляет сомнений в том, что
преступление было тщательно спланировано и совершено профессионалами.
Все эксперты и следователи сходятся в том, что преступники - бывшие или
нынешние сотрудники спецслужб, отлично знающие систему охраны в
аэропорту.
Интереснейшая деталь: на всех КПП аэропорта дежурят сотрудники
службы авиационной безопасности Внуково. По периметру летного поля -
сотрудники вневедомственной охраны МВД. Тем не менее автомобиль с
грабителями остался незамеченным, все охранники заявляют, что машину не видели. Картинка с видеокамер, снимавших ограбление, тоже не вызвала никакой реакции ни одной из служб безопасности.
В столичный аэропорт, где пассажиры проходят тройной досмотр
и в самолет запрещают пронести даже бутылочку с детским питанием,
проникли четверо вооруженных людей.
С вопросами о том, как охраняется летное поле аэропорта и как
подобное ограбление стало возможно, «Новая» обратилась в службу
авиационной безопасности аэропорта, пункт милиции и отделение ЛОВД. Все
они наотрез отказались от комментариев.
Перевес в 23 миллиона
Рейс 371 Махачкала-Москва хорошо известен среди московской милиции.
На нем в столицу регулярно наличными доставляются крупные суммы. Часть
их инвестируется в московскую недвижимость или бизнес, часть меняется
на доллары, которые потом продаются в Дагестане. Скандалы вокруг этого
рейса начались осенью прошлого года.
17 сентября сотрудники транспортной милиции задержали нескольких
жителей Дагестана, у которых обнаружили 359 миллионов рублей, 1,73
миллиона долларов и 645 тысяч евро. Как рассказывает источник «Новой»,
деньги принадлежали нескольким дагестанским бизнесменам, которые из-за
финансового кризиса решили выгодно вложить их в столице.
Деньги был упакованы в пачки, затем в пакеты, замотаны скотчем и
убраны в 15 сумок. Курьеров, перевозивших деньги, как и ограбленного 19
марта пассажира, должен был встретить VIP-автобус. Вместо него к
самолету подъехала машина службы аэропорта с вооруженными
милиционерами. Не предъявляя никаких обвинений и не объясняя причин
задержания, они доставили курьеров в ЛОВД аэропорта. Там был составлен
протокол осмотра пассажиров. Сумма изъятых милицией денег в него вписана не была.
Обвинение хозяевам денег были предъявлены только на следующий день.
Оказалось, что сумки с деньгами изъяли из-за… превышения допустимой
массы багажа. Только вместо суммы штрафа (90 рублей за килограмм)
бизнесмены лишились 23 миллионов 541 тысячи рублей - именно такой суммы
недосчитались хозяева денег. По словам источника «Новой», на требование
вернуть недостачу милиционеры пригрозили конфисковать всю оставшуюся
сумму и отправить ее обратно в Дагестан - чтобы хозяева там разбирались
с перевесом.
Спустя всего два дня, 19 сентября, рейс 371 из Махачкалы вновь
встретила милиция. На сей раз деньги перевозили два охранника. У них
была доверенность на 47 миллионов рублей. Деньги были опломбированы,
сумма зафиксирована во всех сопроводительных документах. Милиционеры
точно так же встретили охранников на летном поле и заявили, что деньги,
которые они везут, получены криминальным путем. Однако подтверждений
этому не нашлось, и на следующий день деньги вернули. Правда, пломба с коробок была сорвана, и 2 миллионов не хватало. После обращения хозяев денег транспортная прокуратура возбудила уголовное дело. Расследование застопорилось на том, что кражу произвели неустановленные сотрудники милиции. По сводкам ЛОВД, ни 17, ни 19 сентября в аэропорту Внуково никаких происшествий не случалось…
Судя по всему, милиционеры знали, кто именно везет деньги и даже как
выглядят курьеры. Возможно, их информировал кто-то из Махачкалы, причем
не из аэропорта, а из самой среды дагестанских бизнесменов: операции
были тщательно подготовлены и явно разрабатывались заранее. Как
предполагает источник «Новой», сотрудниками милиции явно кто-то
руководит и кто-то их прикрывает.
Можно предположить, что сентябрьские ограбления наделали много шума,
и теперь, чтобы избежать новых дел против внуковского ЛОВД, сотрудники
милиции предпочитают надевать маски.
Земляки
Впрочем, милиционеры - не единственные, кто хочет получить свою долю
от перевозки наличных. Как удалось выяснить «Новой», курьеров, везущих
деньги из Дагестана, регулярно грабят их земляки, заранее узнающие о
предстоящей перевозке. Жертва последнего ограбления во Внуково - представитель
дагестанской фирмы «Аудит С» по фамилии Кахриманов. Случай его уникален
не дерзостью ограбления и не тем, что преступники воспользовались
спецномерами и мигалкой, а тем, что Кахриманов обнародовал факт грабежа.
Часто подобные «ценные грузы» сопровождают милиционеры. Впрочем, это
не всегда помогает. В одном из предыдущих случаев ограбления
милиционеры предпочли не вмешиваться и просто сидели в машине. Кстати, тогда грабители тоже использовали машину с мигалками и, видимо, спецпропуск.
Даже в деле об убийстве Анны Политковской есть похожий эпизод.
Свидетель, полковник МВД Дмитрий Павлюченков рассказывает, что он в
аэропорту Внуково получил сумку с деньгами от бывшего главы
Ачхой-Мартановского района Шамиля Бураева и тут же, во Внуково, передал
эти деньги преступному авторитету Лом-Али Гайтукаеву. Можно полагать,
что единственная причина, по которой именно полковник МВД передает
деньги преступному авторитету, проста. Требуется помощь именно
полковника МВД, чтобы оградить их от любопытства посторонних.
Когда верстался номер
«Новой» удалось выяснить, что госномер А 362 МР, который
зафиксировала камера наружного наблюдения аэропорта Внуково, ранее был
установлен на автомобиле «Нисан Премьер», который принадлежал
гражданину Киму В.В., проживавшему на улице Покрышкина. 7 июля 2005
года «Нисан» был продан через комиссионный магазин новому владельцу, а
госномер сдан в ГИБДД. Дальнейшая судьба А 362 МР неизвестна.