Во время финансового кризиса, когда все статистические данные
ухудшаются, есть все же и такие показатели, которые своим снижением не
могут не радовать. По крайней мере российских автовладельцев. Как
говорят в МВД РФ, в ушедшем 2008 году число автомобильных угонов в
стране впервые за многие годы значительно уменьшилось, что, по мнению
милиционеров, явно указывает на эффективность их работы.
Противоположного мнения придерживаются правозащитники, называя
достижения правоохранительных органов призрачными. Они убеждены, что
ситуация с кражами и угонами машин в стране коренным образом не
изменится, пока в структуре МВД не появится подразделение, призванное
нести ответственность за положение дел в этой преступной сфере.
По данным МВД России, всего в прошлом году по стране было угнано и
похищено почти 91 тыс. автомобилей. Снижение, если верить милицейским
данным, отмечено сразу по двум показателям: кражам (почти на 9%) и
угонам «из хулиганских побуждений» (более 11%). Пальму первенства в
своего рода «криминальном соревновании» уже не одно десятилетие никому
не уступает столица. Каждую девятую похищенную в стране машину (11,5
тыс. штук «увели» именно в Москве.
Наибольшим
спросом у автоугонщиков продолжает пользоваться продукция
отечественного автопрома. И дело здесь, как считают эксперты, вовсе не
в «патриотическом» порыве воров, а в доле российских машин на наших
улицах. Изделия отечественного автогиганта «АвтоВАЗа», остающегося на
плаву, благодаря неимоверным усилиям правительства, вне конкуренции.
Только в Москве около двух тыс. владельцев «Жигулей» лишились в прошлом
году своих «железных коней». Чаще других угонялась модель «ВАЗ-2114»,
всего на несколько штук меньше украдено автомобилей «ВАЗ-21124».
А
вот среди «иностранок» преступники отдали свои предпочтения продукции
концерна Toyota. В столице угону подверглись более одной тыс. выпускниц
японского автогиганта. Наибольшей популярностью у преступников
пользовались Toyota Carolla и Toyota Camry, на долю которых пришлось
две трети от всех других моделей концерна, похищенных в Москве.
Следующую строчку в рейтинге преступных предпочтений среди иномарок
заняла продукция другой японской компании – Mazda. Здесь почти
одинаковую «любовь» к себе испытали седаны третьей и шестой серии.
В
правоохранительных органах не могли не отметить несколько угасший
«роман» преступников с продукцией немецкого народного автогиганта
Volkswagen, который несколько лет неизменно возглавлял список
криминальной популярности. В прошлом году их угнали в два раза меньше,
чем автомобилей Toyota. Далее по списку идут кроссоверы и хэтчбеки
концернов Honda, Lexus и Mitsubishi. Не были обделены вниманием со
стороны автомобильных воров и такие люксовые марки, как Mercedes (278
угнанных машин за год) и BMW Х5 (87 машин). Охота злоумышленников за
супердорогими Porsche Cayenne и Bentley увенчалась успехом в 37 и
четырех случаях соответственно.
В пресс-службе МВД вчера не
взялись комментировать «НИ» свои данные, сославшись на то, что
специалистам еще предстоит сделать скрупулезный и тщательный анализ
итогов прошлого года. Однако один немаловажный момент все же нам
разъяснили. Источник в МВД РФ заверил «НИ», что семь из 10 угнанных и
затем найденных машин были оборудованы спутниковыми системами. Не
отрицает влияния этого фактора на снижение общего числа угнанных в
прошлом году машин и председатель Движения автомобилистов России Виктор
Похмелкин. «Да, современные сигнальные системы играют свою роль, –
признал в беседе с «НИ» эксперт. – По этой причине уменьшилось так
называемое автомобильное хулиганство, но говорить о серьезном ударе по
организованной преступности не приходится. Как говаривал киногерой Глеб
Жеглов, преступность измеряется не количеством воров, а умением их
обезвреживать. Так и в нашем случае. Надо сопоставить число украденных
автомобилей с количеством найденных, а также с количеством осужденных
за угоны преступников. Но пока мы такими данными не располагаем».
Виктор
Похмелкин уверен, что ситуация с кражами машин в стране коренным
образом не изменится до тех пор, пока в системе МВД не создадут
специальный департамент, сотрудники которого начнут нести персональную
ответственность за розыск похищенных автомобилей. Без этого, считает
Виктор Похмелкин, говорить о победах над организованной преступностью в
этой сфере преждевременно и несерьезно.