В ближайшее время депутаты Госдумы будут рассматривать законопроект «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Парламентарии считают, что отсутствие должного контроля над бывшими зэками способствует росту рецидивной преступности. А по мнению правозащитников, закон, если он будет принят, вернет Россию в советские времена. Они считают, что документ носит репрессивный характер и не способствует социальной адаптации бывших осужденных. Кроме того, административный надзор, предложенный в законопроекте, предоставит новые полномочия милиции.
Еще в декабре прошлого года группа депутатов от партий «Единая Россия», КПРФ и «Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который разрабатывался законодателями в течение нескольких лет. «Когда работа над его концепцией только начиналась, председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев говорил, что основная его задача - организация помощи бывшим заключенным в их социализации, реабилитации и трудоустройстве, - считает эксперт Института прав человека Лев Левинсон. - Звучало красиво. Но остались только репрессии».
Вообще, административный надзор регулировался указом президиума Верховного совета СССР. С тех пор никаких новых законов не принималось. В их отсутствие милиционеры руководствовались практикой, сложившейся еще в советские времена. За три месяца до освобождения в паспортный стол ОВД по месту жительства освобождающегося зэка из колонии приходила так называемая «секретка», в которой сообщались данные о нем. Если он был осужден за тяжкое преступление, сотрудники милиции должны были «взять его на заметку».
Предложенный в законопроекте административный надзор вводит серьезные ограничения для бывших заключенных: им запрещается посещать определенные места, покидать жилище в определенное время суток, выезжать из своего населенного пункта без разрешения, они обязаны четыре раза в месяц отмечаться в милиции. Подобные меры устанавливает суд.
«Эти меры есть не что иное, как повторное наказание тех, кто, полностью отбыв наказание, не встал на «путь исправления» или не удержался на этом пути, - считает Лев Левинсон. - И главное, что смущает: за нарушение административного надзора предусмотрено уголовное наказание. Так освободившиеся люди попадут в замкнутый круг. Обратно на зону вернутся наркозависимые люди, которые нуждаются в медико-социальной реабилитации. Их же вместо этого снова привлекут за употребление запрещенных веществ».
Депутат от КПРФ Виктор Илюхин верит в «волшебную силу» административного надзора. «Сегодня нам необходимо восстановить этот институт: ведь на фоне общего сокращения преступности растет как общий рецидив, так и специальный, - высказал свою точку зрения г-н Илюхин. - Это когда человек, освободившись, совершает аналогичное преступление. И за такими преступниками надо надзирать». С ним не согласен директор Центра содействия реформе пенитенциарной системы Валерий Абрамкин. Административному надзору он предпочитает службу пробации (служба ресоциализации бывших зэков), которая существует во многих странах мира. «Там бывшими сидельцами занимаются. Им помогают с жильем, с работой, - говорит г-н Абрамкин. - Во Франции таких людей обучают престижным профессиям. Но нашим чиновникам от юстиции это не нужно. Предлагаемый депутатами закон создаст новые возможности для коррупции: можно будет брать взятки за то или иное решение о нарушении административного надзора».
Правительство уже прислало положительный отзыв на законопроект. «Это странно, - удивляется Лев Левинсон. - МВД и Минюст, на которых возложат надзорные функции, должны будут увеличить штат. Это потребует дополнительных финансовых затрат. Но, похоже, на реализацию законопроекта денег не пожалеют».