В июле и августе в Интернете появилось видео о зарубежных дипломатах, которые забавляются с девушками по вызову. Герой первого ролика - теперь уже бывший зам британского генерального консула в Екатеринбурге Джеймс Хадсон, второго - Кайл Хатчер, второй секретарь политического отдела посольства США в Москве. Газеты и сайты, которые откликнулись на эти истории, видимо, искренне считают, что спецслужбы порадовали публику этой съемкой. Между тем радоваться нечему, поскольку обнародованный компромат такого рода свидетельствует о том, что у спецслужб провалилась вербовка объектов, причем за короткий срок случилось два провала.
Ветераны госбезопасности разводят руками и говорят о потере профессионализма и общей расслабленности как наших чекистов, так и зарубежных дипломатов. Но с зарубежными дипломатами пусть разбираются в их собственных странах, а нас больше интересуют проблемы наших спецслужб.
Разберемся сначала, для чего вообще организуют компрометирующую съемку. Делают ее не ради забавы, а для того, чтобы получить рычаг воздействия на человека, который интересует спецслужбы. Нужно, чтобы он начал сотрудничать и предоставлять ценную информацию. И если, например, у дипломата, занимающего не последнее место в посольстве или консульстве, есть грехи, которые можно зафиксировать, это означает, что он - потенциальный объект для вербовки.
Но первая проблема состоит в том, что грех должен быть достаточно серьезным. А вторая - в том, что у разных людей и разных обществ понятие о том, что считать серьезным грехом, весьма разное.
Дело в том, что примитивная вербовка на компрометирующих интимных связях с женщинами устарела как метод довольно давно. Для того чтобы она сработала в современном видавшем виды мире у дипломата, к которому подступили с таким компроматом, должны быть какие-то исключительные обстоятельства - такие, чтобы последствия огласки были разрушительны для всей его жизни.
Соответственно, спецслужбы задолго до съемки должны знать, к примеру, есть ли у объекта семья, какие в ней отношения, что именно повлечет за собой разоблачение; условно говоря, может быть, развод вызовет потерю детей, огромного состояния, наследства или все это вместе…
Обстоятельно не изучив все эти детали и особенности личности, профессионалы в КГБ никогда не начинали действовать. Ведь может оказаться, что пойти налево для дипломата все равно что выпить стакан воды. А «разоблачение» страшит его куда меньше измены родине, поскольку он не только не женат, но и давно имеет у коллег репутацию «ходока» (к слову, бывший зам британского консула в Екатеринбурге, которого отсняли с девушками, на тот момент женат не был).
А значит, вся техническая операция с привлечением людей совершенно не эффективна, только занимает время и отрывает сотрудников от дел. Объект вербовки просто посылает их куда подальше. А скорее всего, и того хуже: иностранный дипломат, к которому подступились спецслужбы, докладывает по инстанции о том, что его пытаются завербовать. Делает вид, что согласен поставлять информацию, фиксирует сотрудников, которые на него выходят, в деталях описывает лица, передает, какие именно сведения их интересуют, а затем выходит из игры (на видео о похождениях американского дипломата виден снег, а компромат обнародовали этим летом, то есть не исключено, что все это время велась подобная игра).
Почему российские спецслужбы допустили ошибку и, возможно, недостаточно хорошо изучили людей, которых собирались завербовать? У наших экспертов есть пара версий.
Это может быть проявлением «провинциального чекизма» - выходцам из провинции свойственен некоторый консерватизм в методах, и они нередко предлагают устаревшие приемы вербовки. К тому же в силу ряда причин менее «испорченным» провинциалам общение с девушками по вызову кажется куда более тяжким грехом, чем это представляется иностранцам в Москве. Думать, что у объекта такое же понятие о грехе, как у тебя, непростительная оплошность.
Вторая версия заключается в том, что в российских спецслужбах, к сожалению, может быть сильна палочная система. Начальство соответствующих управлений вызывают на ковер к генералу и требуют показателей в цифрах: мало завербовано! Начальство давит на сотрудников. И те от безысходности, не имея времени для действительно качественной работы, гонят процесс, пытаясь по старинке завербовать дипломатов на «проститутках». Разумеется, следует провал за провалом. В Интернет сливают видеоролики, которые есть не что иное, как безрезультатно потраченные время, средства и ресурсы спецслужбы.
А публика радуется.