Генпрокуратура РФ передала в Пресненский суд Москвы материалы дела в отношении бывших председателя совета директоров "Имидж-банка" Валерия Мотькина, члена совета директоров Дмитрия Липенцова, председателя правления Веры Силиной и главного бухгалтера Елизаветы Гурьяновой. Им предъявлены обвинения в растрате (статья 160 УК РФ), отмывании денег (статья 174 УК РФ) и соучастии в подделке ценных бумаг (статьи 33 и 186 УК РФ). Предварительные слушания назначены на 10 декабря 2012 года.
Первые неприятности с правоохранительными органами произошли у "Имиджа" еще в 2001 году. Тогда Генпрокуратура провела обыск в банке в рамках расследования уголовного дела в отношении Владимира Гусинского, которому в то время и принадлежало это кредитное учреждение.
Потом контроль над банком перешел к Борису Березовскому, и он фактически стал правопреемником "Объединенного банка", принадлежавшего олигарху. Из правления "Объединенного банка" в руководство "Имиджа" среди прочих перешли Мотькин, Липенцов и Силина.
В феврале 2006 году Генпрокуратура возбудила уголовное по факту реализации фальшивых векселей представителями "Имидж-банка". По версии следствия, в 2001 году "Имидж" взял в долг у ЮКОСа $5 млн, а взамен в 2003 году предоставил ООО "Альта-трейд" (эта структура входила в бизнес-империю Ходорковского и неоднократно фигурировала в деле о хищении нефти) векселя на соответствующую сумму. Когда ценные бумаги были предъявлены к оплате, выяснилось, что они фальшивые. Мотькин фигурировал в деле в качестве свидетеля, когда же он перебрался в Лондон к Березовскому, его объявили в розыск.
К этому времени Мотькин стал фигурантом еще одного уголовного дела, возбужденного Генпрокуратурой. Следствие считало, что в 1995 году руководители "Объединенного банка" (совет директоров возглавлял Борис Березовский, а Мотькин входил в состав совета) похитили у ОАО "Газпром" $20 млн. По версии депутата Госдумы Александра Хинштейна, эти средства Березовский занимал у "Газпрома" на предвыборную кампанию Бориса Ельцина, которая должна была стартовать в 1996 году. Так или иначе, "Объединенный банк" должен был рассчитаться с газовым монополистом в 1997 году, но этого не сделал.
В 2007 году в Англии у Бориса Березовского возник конфликт с бывшим партнером Мотькиным, последний вернулся в России и добровольно пришел с адвокатом в СК РФ. Там его допросили по делу о хищении средств "Газпрома", а по делу о хищении денег ЮКОСа арестовали.
Свою вину банкир признал частично, заявив, что во всей истории с векселями являлся "техническим исполнителем" поручений, якобы выданных Борисом Березовским. По версии Мотькина, в 2003 году олигарх потребовал выпустить дубликаты десяти векселей, так как оригиналы были утрачены. Это распоряжение Мотькин выполнил. Именно те самые дубликаты передали "Альта-трейд" в счет погашения долга. Когда фирма предоставила ценные бумаги к оплате, то оказалось, что оригиналы тоже существуют. Фактически эти векселя являлись фальшивками.
На свободу Валерия Мотькина отпустили под подписку о невыезде в декабре 2007 года. Бывший председатель совета директоров банка "Имидж" посчитал виновником всех своих бед Бориса Березовского и подал на олигарха гражданский иск на сумму 38 млн рублей - по 1 млн за каждый день, проведенный в следственном изоляторе. Однако Симоновский суд отклонил этот иск, посчитав его преждевременным. Следствие по делу о мошенничестве с векселями еще не закончено, а соледовательно, до конца не установлено, кто виноват в этом преступлении.
В 2010 году Следственный комитет РФ закрыл дело о хищении $20 млн у "Газпрома" в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Одновременно с этим СК РФ возбудил новое - о растрате руководством "Имидж-банка" средств этого кредитного учреждения. Расследование было начато по заявлению Агентства по страхованию вкладов, занимавшегося ликвидацией "Имиджа". Данные материалы соединили в одно производство, в его рамках бывшим руководителям "Имиджа" и были предъявлены обвинения. Тома уголовного дела, в которых фигурирует Березовский, выделены в отдельное производство.