22 мая суд в подмосковных Люберцах намерен вынести приговор 35-летнему решальщику Кириллу Тяну, обвиняемого в мошенничестве. Следователи считают, что он по поддельным документам похитил и продал грузовик Hyundai, незаконно изъятый оперативниками у бизнесмена Николая Куделко. Следователи также выяснили, что Тян был «штатным» понятым у оперативников МВД и участвовал в их мероприятиях будучи в федеральном розыске.
Тян ходит на суд сам - он находится под подпиской о невыезде. Он признал свою вину, заключил сделку со следствием и попросил, чтобы его судили в особом порядке. В этом случае он может рассчитывать на две трети от срока, предусмотренного статьей «Мошенничество».
Уголовное дело против Кирилла Тяна - это отголосок судебных разбирательств литовского предпринимателя Николая Куделко со Следственным департаментом МВД. По мнению бизнесмена, оперативники незаконно изъяли у него партию кофе и автомобили, общей стоимостью в $2 млн, которые затем бесследно исчезли.
- Я попытался найти свое имущество, но оказалось, что его продали через цепочку посредников, - рассказывает «Известиям» Николай Куделко. - Одним из них был Кирилл Тян, который формально занимал пост финдиректора в подмосковном автосервисе.
Бизнесмен выяснил, что во время оперативных мероприятий в его фирме, Тян фигурировал в качестве понятого.
- Следователи Алексей Монин, Гульнара Мустафина и Анатолий Ибрагимов, которые вели мое дело, регулярно привлекали его в качестве понятого, - рассказывает «Известиям» Николай Куделко. - В 2008 году Тяну был передан на ответственное хранение грузовик Hyundai, стоимостью около 1 млн рублей, изъятый у меня в качестве вещдока. Машина исчезла.
Куделко обратился в Следственный комитет, который возбудил против Тяна уголовное дело о мошенничестве. По данным следствия, Тян подделал документы на машину, снял ее с учета в ГИБДД и продал неизвестным людям. Согласно материалам дела, к афере причастны сотрудники подмосковного ГИБДД Олег Галкин и Дмитрий Яньшин. Сейчас их дело выделено в отдельное производство.
Кирилл Тян отказался дать комментарии «Известиям» и даже пригрозил судом, если материал о нем будет опубликован. Позицию обвиняемого высказал его адвокат Антон Малинский.
- Куделко пытается заработать деньги: экспертизы показали, что грузовик стоит 560 тыс. рублей, а он говорит о каких-то миллионах, - заявил «Известиям» Малинский.
По мнению бизнесмена, Тян был не только штатным понятым, но и решальщиком, который может быть причастен и к другим эпизодам товарного рейдерства.
В качестве аргумента Куделко рассказывает о задержании Тяна. Тогда в его записных книжках нашли множество телефонов сотрудников СК при МВД, УСБ, ДЭБ, ФСБ, ФМС, ФСКН, ГИБДД и прокуратуры, а также фото самого Тяна в прокурорской форме.
Также выяснилось, что Тян c июля 2003 года находится в федеральном розыске по делу о мошенничестве. По версии следствия, в Астраханской области он похитил по поддельным документам из рыболовецкого хозяйства «Дельта» 13 т рыбы. Дожидаться приговора Тян не стал и переехал в Москву, где стал активно сотрудничать с оперативниками в качестве понятого.
Куделко считает, что к пропаже его имущества были также причастны следователи МВД, однако служебная проверка эту версию не подтвердила. «Известиям» удалось связаться со следователем Ибрагимовым, который вел дело бизнесмена. Как выяснилось, он был прикомандирован в Следственный комитет МВД из Астраханского УВД, которое и объявляло Тяна в розыск.
- Я познакомился с Тяном только в Москве, и не знал, что он находится в розыске, - заявил «Известия» Ибрагимов.
Следователь Гульнара Мустафина, которая сейчас работает советником департамента по вопросам реформирования и развития госслужбы управления президента по вопросам госслужбы и кадров, от комментариев «Известиям» отказалась.
«Штатные» понятые - распространенная практика в правоохранительной системе России. У сыщиков всегда есть телефоны людей, которые готовы стать понятыми. Чаще всего это люди из числа знакомых самих оперативников или их бывших подопечных, причем они могут быть из самых разных слоев общества. Они могут приехать по вызову в любое место и в любое время.
- Обычно «штатные» понятые делают это небескорыстно: кто-то отрабатывает перед оперативниками и следователями старые долги за то, что они не возбудили против них уголовное дело, кто-то получает за свою подпись деньги, кто-то получает долю от изъятого, - рассказывает «Известиям» один из следователей СКР.
По его словам, в случаях товарного рейдерства оперативники используют только своих понятых. Это формальные директора различных фирм, которым затем передают на ответственное хранение изъятый товар. «Штатные» понятные заранее извещаются о готовящемся «наезде» на бизнесменов.
Удобство «штатного» понятого заключается в том, что он всегда увидит то, что необходимо следствию и оперативникам, закроет глаза на нарушения, а в случае разоблачения, будет до последнего поддерживать только их версию. «Штатные» понятые также подписывают протоколы задним числом и «оптом», даже не выезжая на мероприятия.
Ситуация вокруг «штатных» понятых дошла до того, что в 2011 году тогдашний президент Дмитрий Медведев поручил Правительству и Генпрокуратуре рассмотреть вопрос об упразднении этого института. Понятых решили заменить видеокамерами.
7 марта 2012 года Медведев внес поправки в Уголовно-процессуальный кодекс в Госдуму. Согласно этому документу, следователи должны сами решать, привлекать им для мероприятий понятых или нет. Участие понятых остается обязательным в случае обыска, личного обыска и опознания. 18 мая депутаты одобрили эти поправки в первом чтении.