Журналистские расследования. Авторский проект Андрея Калитина
партнеры проекта
ГЛАВНАЯ   |   О ПРОЕКТЕ   |   КОНТАКТЫ   |   БЛОГ   
В "деле ВЭБ" появился швейцарский наркотрафик
12.03.2012
Александр Шварев,
ИА "Росбалт".



Как стало известно "Росбалту", украденные деньги сейчас заморожены на счетах в Швейцарии по другому скандальному расследованию - об "отмывании" средств, вырученных от поставок крупных партий наркотиков. Офшорами, подконтрольными "Евразийскому" и принадлежавшими драгдиллерам, управляли одни и те же швейцарские адвокаты.

Как сообщил "Росбалту" источник в правоохранительных органах, на 7 марта 2011 года Александр Лагуткин и Станислав Светлицкий были вызваны для предъявления обвинений, однако до ГСУ смог добраться только бывший гендиректор "Евразийского". Светлицкий 6 марта был госпитализирован в реанимацию с приступом панкреатита. Сейчас он проходит курс интенсивной терапии, врачи пока запрещают проводить с ним какие-либо следственные действия.

В результате 7 марта обвинения по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) предъявили только Лагуткину. Произошло это на следующий день после того, как Тверской суд освободил под залог в 5 млн рублей другого фигуранта дела - Анатолия Балло. По словам источника агентства, он вызван для предъявления обвинений на 12 марта. Примечательно, что в последний день перед праздником Балло уже вышел на работу в ВЭБ.

"Балло может стать не единственным сотрудником ВЭБ, которому будут предъявлены обвинения, - отметил собеседник "Росбалта" в правоохранительных органах. - В решении о выделении сомнительного кредита "Евразийскому" принимали участие представители нескольких департаментов банка, другие руководители. Предстоит установить, не имели ли они личной заинтересованности".  

По словам источника агентства, $14 млн, в хищении которых подозреваются Балло, Светлицкий и Лагутин, были обнаружены на счетах одной из офшорных фирм в швейцарском отделение банка Credit Agricole. Однако на них, как оказалось, еще в 2009 году был наложен арест по решению местных властей. Средства заморожены по весьма громкому делу.

Деньги, выделенные ВЭБ в качестве кредита, вначале поступили "Евразийскому", потом офшорной фирме "Амодо Акциенгинзельшафт" (Лихтенштейн), а оттуда $14 млн из этой суммы пошли "гулять" по разным офшорам, подконтрольным инвестфонду. Двумя такими структурами, на счетах которых в итоге и осели $14 млн, управляли швейцарские адвокаты  Урс Мастерхаймс и Энрико Мафейс. Как выяснили власти Конфедерации, эти же юристы управляли еще огромным количеством офшоров, в том числе и теми, через которые "отмывались" деньги, вырученные от поставок наркотиков из Болгарии в Швейцарию.

В 2009 году по факту "отмывания" наркодолларов Генпрокуратура Швейцарии начала официальное расследование,  Мастерхаймса и Мафейса арестовали (позже их отпустили под крупные залоги). Также в Швейцарии были арестованы средства на счетах всех офшоров, связанных с адвокатами. "Речь идет о гигантских суммах, - отметил источник агентства в правоохранительных органах. - Только у различных российских клиентов Мастерхаймса и Мафейса были заморожены $150 млн. В том числе были арестованы и $14 млн, выведенные в 2008 году из ВЭБ. Так что за судьбу этих денег можно не беспокоиться".  

По словам собеседник "Росбалта", расследования ГСУ ГУ МВД по Москве и Генпрокуратуры Швейцарии, никак не связаны друг с другом.

Источник агентства, близкий к ВЭБ, считает, что все происходящие события являются попыткой определенных сил нанести удар по председателю правления банка Владимиру Дмитриеву. "Когда Светлицкий переходил из "Евразийского" на госслужбу, он передал управление офшорами, связанными с "Евразийским", другому учредителю инвестфонда - Сергею Яшечкину, - рассказал собеседник агентства. - Потом из-за этих денег, между Светлицким и Яшечкиным возник конфликт. Последний написал заявление в ГСУ при ГУ МВД по Москве, там в августе 2011 года возбудили дело.

Фактически все расследование заключалось в разбирательстве отношений между учредителями "Евразийского", в пользу одного из них. Балло и других сотрудников ВЭБ допрашивали в качестве свидетелей, однако ни о каких претензиях к ним или самому банку речь даже близко не шла. А потом, скажем так, произошли определенные события, связанные с руководством ВЭБ, но не связанные с уголовным делом, однако они кардинально поменяли ход расследования".

По словам источника, близкого к ВЭБ, в декабре 2011 года следователь неожиданно прислал Дмитриеву запрос о том, что у него возникли подозрения, будто речь может идти о неоднократных случаях хищения средств, выделенных банком "Евразийскому" в качестве кредитов. Владимир Дмитриев написал ответ начальнику ГСУ ГУ МВД РФ по Москве Ивану Глухову, в котором указал, что дело касается исключительно конфликта Светлицкого и Яшечкина и не должно "нанести ущерб государственным интересам в лице Внешэкономбанка".

"Была информация, что затевается что-то нехорошее в отношении руководства ВЭБ, - отметил собеседник "Росбалта". - И действительно, уже в декабре 2011 года оперативное сопровождение по делу стало осуществлять Управление "К" ФСБ РФ, тогда как раньше его осуществляли сотрудники МВД РФ. В ВЭБ начались выемки документов, а потом задержали Балло. Все эти события, а также те, о которых я не могу говорить, указывают на то, что происходящие является попыткой оказать давление на Владимира Дмитриева". Впрочем, кто и с какой целью "давит на Дмитриева", собеседник агентства объяснять не стал.

Напомним, события, которые привлекли внимание следователей, касаются весны-осени 2008 года. Тогда в "Евразийском" происходила очередная реорганизация, на время которой Лагутин был назначен гендиректором инвестфонда. По версии следствия, в апреле 2008 года "Евразийский" попросил ВЭБ выделить кредит в размере $75 млн на покупку "Югводоконала", обеспечивающего водой 80% Большого Сочи. Одновременно "Евразийский" через подконтрольную Светлицкому офшорную фирму "Лоана инвестментс Лимитед" (Кипр) приобрел "Югводоканал" у другой офшорной структуры всего за $61 млн. Вскоре Анатолий Балло в качестве представителя ВЭБ одобрил выделение "Евразийскому" $75 млн на сделку по "Югводоналу", который  уже и так  находился под контролем инвестфонда.

Чтобы прикрыть аферу, "Евразийский" формально расторг договор купли-продажи с фирмой "Лоана", вернувшей инвестфонду $61 млн (на самом деле, как считает следствие, "Югводоканал" остался под контролем "Евразийского"). Взамен был заключен новый договор купли-продажи с офшорной фирмой "Амодо Акциен Гинзельшафт" (Лихтенштейн), которой и поступили $ 75 млн, выделенные ВЭБ. Как считают в ГСУ, реальная цена сделки составила $61 млн, а остальные $14 млн были похищены.
















Rambler's Top100 Каталог сайтов - Refer.Ru ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!