Верховный суд России отказался возвращать вице-президенту наблюдательного совета ювелирного холдинга «Алтын» Антонине Бабосюк 1,5 т золотых украшений и личные вещи, изъятые ФСБ во время расследования дела о контрабанде. Суд объяснил отказ тем, что партия золота является вещдоком по другому аналогичному уголовному делу, возбужденному против «неустановленных лиц».
В начале декабря 2011 года уголовное дело против фактических владельцев «Алтына», супругов Антонины Бабосюк и Владимира Фенькова, было закрыто Мосгорсудом в связи с декриминализацией статьи «Товарная контрабанда». Однако конфискованные у них в качестве вещдоков документы и драгоценности следствие так и не вернуло.
- Среди невозвращенных вещей был ноутбук, киргизский паспорт Антонины Бабосюк, а так же 1,5 т ювелирных украшений, - рассказывает «Известиям» адвокат Татьяна Ножкина.
Антонина Бабосюк обратилась в Верховный суд с жалобой на следователей. 7 февраля, рассмотрев ее ходатайство, суд отказался возвращать ей золото и личные вещи. Суд объяснил свою позицию тем, что они стали вещдоками в другом уголовном деле о контрабанде в отношении «неустановленных лиц».
- Получить эти золотые украшения и вещи можно будет только после приговора, либо если уголовное дело будет закрыто, - объяснила «Известиям» адвокат Бабосюк Татьяна Ножкина.
По данным «Известий», часть изъятого ФСБ товара принадлежало другим компаниям, и теперь его судьба также остается под вопросом.
Под вывеской «Алтына» работало с десяток мелких фирм, которые принимали украшения на реализацию у трех десятков комитентов: заводов-изготовителей, частных ювелиров, оптовиков-перекупщиков.
- Магазины устанавливали наценку порядка 45–50% (в соседних магазинах 60–70%). Продавали хорошо, деньги возвращали вовремя в течение месяца, - рассказывает «Известиям» Владимир, поставщик ювелирных изделий «Алтына» . - Я отдавал товар на реализацию в компании «Ариадна», «Акварель», «Ариадис», которые хоть и работали под вывеской «Алтына», но были самостоятельными фирмами.
По словам бизнесмена, после того как ФСБ изъяло все золото, поставщики стали писать жалобы в Генпрокуратуру. После этого некоторые фирмы получили свой товар.
- Мне, например, вернули 95% изъятого, но остальное пропало, - рассказывает «Известиям» Владимир.
Бизнесмен Алибек Магомедов утверждает, что следствие вернуло драгоценности всем поставщикам.
- По моей информации, у следствия в качестве вещдоков остались только драгоценности «Алтына» и его дочерних компаний, - рассказывает «Известиям» Магомедов. - Неизвестна судьба украшений только одной женщины, которая умерла, и теперь в наследство ими пытается вступить ее сын.
Однако претензии у ювелиров есть не только к следствию, но и к «Алтыну» - он до сих пор не рассчитался с ними за проданный товар. Перспектив вернуть долги пока нет.
- Юридически холдинг «Алтын» Антонине Бабосюк и Владимиру Фенькову не принадлежит, потому что он был оформлен на их продавщиц, с которых взять нечего, - объясняет «Известиям» Алибек Магомедов. - Подавать на Бабосюк в суд бессмысленно.
Уголовное дело о контрабанде золота против «Алтына» ФСБ возбудило в 2009 году. По версии следствия, в 2005–2006 годах Бабосюк и Феньков решили монополизировать торговлю золотыми украшениями в России. Они закупали золото из низкопробных сплавов в Турции, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах и Италии, после чего переправляли его в Бишкек, где располагался один из заводов «Алтына». В Киргизии на импортное золото ставились клейма высокой пробы, после чего драгоценные изделия переправлялись контрабандой через Казахстан в Россию.