В борьбе с коррупцией при закупке медицинского оборудования власти сделали упор на запугивание и коррумпированных чиновников, и нечистых на руку бизнесменов - чтобы «они так больше не делали». С этой целью был арестован и предан суду высокопоставленный чиновник - руководитель департамента Контрольного управления Администрации Президента Андрей Воронин. Только, судя по всему, чиновников это особо не испугало. Как говорится, "отсижу как надо и вернусь"!
Одним из важнейших пунктов предвыборной программы Дмитрия Медведева была модернизация российского общества в целом и экономики в частности. Впрочем, уже осенью 2009 года сам избранный президент заявил, что решение этой задачи сталкивается с многочисленными трудностями, и что мало получается, и призвал общество к усилению работы в этом направлении. Наблюдатели тут же окрестили это заявление «Манифестом модернизации», на эти цели были выделены очень значительные средства. Ну, к примеру, в сфере медицины, где у нас было очень мало современной сложной медицинской техники, только на закупку томографов было ассигновано 7,5 млрд.рублей.
Однако уже летом следующего года сам президент заявил, что значительная часть этих средств попросту разворована, и на них можно было бы купить не 170, а раза в 3 больше этих самых томографов - ну а если столько не нужно, то какого-нибудь другого хорошего медицинского оборудования.
Сам Медведев неоднократно указывал, что модернизация - это не просто обновление технологической базы экономики, а изменение общественных отношений. Так как же поменялись общественные отношения в указанной сфере?
Судя по всему, упор был сделан на запугивание - и коррумпированных чиновников, и нечистых на руку бизнесменов - чтобы «они так больше не делали». С этой целью был арестован и предан суду высокопоставленный чиновник - руководитель департамента Контрольного управления Администрации Президента Андрей Воронин. Несмотря на то, что пошел на сотрудничество со следствием, приговор суда был достаточно суров - 3 года реального заключения. Только вот, судя по всему, чиновников это особо не испугало.
Совсем недавно был заключен (в настоящее время ведется следствие) начальник Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Александр Белевитин и ряд его подчиненных. Судьба Воронина их не особо обеспокоила - за закупку томографов они получили многомиллионные взятки, а ущерб государству составил более 70 млн. рублей. Посмотрим, что скажет суд. Ну а главврач Ульяновской областной больницы Александр Баландин, нанесший ущерб в 100 млн. рублей, и вообще отделался легким испугом - на суде он получил 3 года условно. Ну кого сейчас испугаешь условным сроком, особенно когда в виде «компенсации» в загашнике лежит несколько миллионов?
А вот среди предпринимателей, занимающихся поставками сложной медтехники, царят панические настроения.. Некоторые, запуганные, подобно директору компании «РоссЛин» Леону Зильберу, который заключался под стражу в связи с делом Воронина, в страхе покинули рынок. Другие, хотя и отлично знают, что ведущий игрок рынка - хозяин компании МСМ Дмитрий Балалыкин - сдает одного за другим и партнеров, и конкурентов, - затаились и выжидают - ну, а вдруг карающий меч правосудия просвистит мимо? Сам же Балалыкин - то ли получивший индульгенцию от следствия, то ли окончательно обнаглев, продолжает свою деятельность как ни в чем не бывало. Буквально на днях он выиграл очередной тендер по Мурманскому областному онкологическому диспансеру - почти на 600 млн. рублей.А тем временем по рынку уже разошлась информация, что заведено уголовное дело против бывшего партнера Балалыкина - Арама Бекчяна, о чем мы уже рассказывали . А поскольку Балалыкин «знает о Бекчяне все», у следствия в руках все козыри, и вряд ли оно ими не воспользуется. По этому делу уже заключен под стражу сотрудник Министерства здравоохранения Илья Касьяненко. Арестована и находившаяся в бегах бывший руководитель Федерального медицинского центра Лейла Торопеева, которая также весьма и весьма осведомлена, кто, кому, сколько и за что «давал».
Всем нельзя - Балалыкину можно. Может быть, потому что хорошему информатору надо платить? А может быть, следствие уже имеет свою долю в Балалыкинских миллионах - ну, и так ненавязчиво, через своих людей в регионах, рекомендует «хорошего поставщика»? Ведь как удачно получается - и уголовные дела раследуются полным ходом, и навариться на этом можно - никто ж и не подумает в условиях массовых обвинительных приговоров. Разве такой шанс наши абсолютно некоррумпированные правоохранительные органы - после проведенной реформы - упустят?
Вот такая «модернизация общественных отношений». Мелкие игроки рынка убраны с него или парализованы, дело идет к 100% монополизации рынка компанией МСМ. А из экономической теории хорошо известно, что чем выше монополизация - тем больше «накрутки». Да и высокопоставленные чиновники, вроде министра здравоохранения Татьяны Голиковой, тоже чувствуют себя весьма уверенно - ну, отдали ряд второстепенных фигур, ничего страшного. Таким замену найти легко.
Не остались в стороне от «модернизации» и законодатели. В апреле были приняты поправки к 94 ФЗ - Закону о государственных закупках. Если раньше при проведении тендеров у чиновников хоть как-то были связаны руки, то теперь - значительно меньше. Теперь можно производить предквалификацию поставщиков. А говоря русским языком - отсеивать всех «не своих» без всякого объяснения. И более того, поправки обязывают заказчика очень подробно и детально прописывать малейшие нюансы конкурса - и таким образом легимизирован процесс написания условий конкурса под «своего» поставщика. Получается, что в сфере госзакупок общественные отношения «модернизированы» таким образом, что честный поставщик точно не прорвется.
Ситуацию вполне могло бы выправить производство собственной сложной медицинской техники. Это ведь тоже одно из направлений пресловутой модернизации. Отвечают за него Минздрав и Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА). Только, вот, нет же практически ничего. Или дороже, чем импорт. Или хуже... И самое плохое - когда есть отличные отечественные разработки, в производство они не идут. Например, на последнем совещании по модернизации в конце мая президенту продемонстрировали отечественные высокотехнологичные установки - оборудование для диагностики онкологических заболеваний и ультразвукового исследования сосудов и сердца. Эти установки, как несложно догадаться, существуют в единственном экземпляре. Медведев, конечно, порекомендовал заняться их производством. А ведь именно внедрение - сфера ответственности Минздрава и ФМБА.
Интересная у нас получается «модернизация». Вроде бы и все слова правильно говорятся - только лучше не становится. Вспоминается бессмертное черномырдинское «хотели как лучше, а получилось как всегда».
На днях объявлено, что в ближайшие 2 года на закупки медтехники будет выделено 100 млрд рублей. Чиновники и Балалыкин радостно потирают руки. «Модернизация» явно идет им на пользу.