Журналистские расследования. Авторский проект Андрея Калитина
партнеры проекта
ГЛАВНАЯ   |   О ПРОЕКТЕ   |   КОНТАКТЫ   |   БЛОГ   
Виктор Бут, интендант армии США в Ираке
8.06.2011
Александр Грант,
"Нью Йорк".


Пока россиянин Виктор Анатольевич Бут упражняется в рисовании в камере блока строгого режима манхэттенской федеральной тюрьмы МСС, его адвокаты готовятся к суду присяжных, который судья Шира Шендлин ориентировочно назначила на 11 октября.  

44-летнего Бута арестовали 6 марта 2008 года в номере отеля Sofitel Silom Road в Бангкоке после деловой встречи с двумя представителями террористической организации «Революционные вооруженные силы Колумбии». Колумбийские боевики оказались оперативниками нашего Управления по борьбе с наркотиками (УБН), которые тайно записали, как Бут согласился продать и доставить им большую партию оружия, включая, как утверждает обвинение, «системы ПВО («САМ»), бронебойные гранатометы, автоматы АК-47 и миллионы патронов, российские запчасти к автоматам,  противопехотные мины, пластиковую взрывчатку С-4, приборы ночного видения, 'сверхлегкие' самолеты, которые можно оснастить ракетами и гранатометами, а также беспилотные самолеты».

В разговоре с Бутом «боевики» подчеркнули, что купленными у него ракетами собираются сбивать вертолеты, которые пилотируют «эти сукины сыны американцы», которых «нам бы хотелось убивать», на что Виктор Анатольевич якобы согласно кивнул со словами: «Да, мы все подготовим». Обвиняют его в сговоре с целью продажи оружия для убийства американских граждан. Вместе с Бутом арестовали его компаньона, британского подданного Андрея Михайловича Смуляна, который быстро смекнул что к чему, согласился сотрудничать с прокуратурой и на следующий день был в Нью-Йорке. Любопытно, что 70-летний Andrew Smulian «официально» сидит в манхэттенской федеральной тюрьме МСС под номером з\к 70460-054, но Viktor Bout, которого доставили туда из Таиланда 16 ноября 2010 года, в локаторе заключенных федеральных тюрем США вообще не значится.

Обвинение в деле Виктора Бута, за которым укрепилась дурная слава международного поставщика оружия по прозвищу «Торговец Смертью», представляют помощники манхэттенского федерального прокурора Анджан Сахни и Бранедан Макгайр, оба из спецотдела борьбы с терроризмом и международной наркоторговлей (Terrorism and International Narcotics Unit), куда входят два десятка лучших следователей прокуратуры, которым поручают самые важные дела. Группа защиты Бута, как и в деле российского «вора в законе» Вячеслава Иванькова по кличке «Япончик», которого судили в Бруклине 15 лет назад, состоит из трех человек с участием русскоязычного адвоката. Но если в «команде-мечте» защитников Иванькова адвокат Сэм Рейсер был на юридическом подхвате у маститых Барри Слотника и Майкла Шапиро, то у Бута адвокат Альберт Даян играет первую скрипку, под которую поют его американские коллеги Кен Каплан и Мэйо Шрайбер.

Обвинение чувствует себя уверенно, располагая такой мощной доказательной базой вины Бута, как видео и аудиозаписи его преступных намерений «от первого лица»  и показания его сообщника Смуляна. Защита намерена доказать присяжным, что американские спецслужбы вложили эти намерения в рот Буту и заманили честного авиаперевозчика в ловушку. Подавляющее большинство тяжких преступлений, от шпионажа и терроризма до наркоторговли и различных афер,  в Соединенных Штатах расследуются с помощью «sting operations» - внедрения в доверие подследственному тайных агентов, которые выдают себя за преступников и фактически провоцируют его на согласие совершить преступление, после чего следует арест. Адвокаты и правозащитники протестуют против такого метода, а власти утверждают, что перед «sting operations» обязательно устанавливается серьезность намерений и техническая способность фигуранта совершить данное преступление.

Прокуратура представила судье Шире Шендлин свои аргументы, которые немедленно стала пытаться размывать защита. Это обычная игра сторон до начала слушаний, рассчитанная не на судью, которому в принципе все равно, кто победит, лишь бы восторжествовало правосудие. В апреле адвокат Альберт Даян с коллегами потребовали закрыть дело № 08-CR-365, так как оно вне юрисдикции американских судов, и в любом случае изъять из дела показания Бута в день ареста в Таиланде, а также данные о том, что за поставки оружия в Либерию Отдел контроля за иностранными активами (United States Office of Foreign Assets Control) при нашем министерстве финансов включил Бута  в особый список иностранцев (Specially Designated Nationals List), которым запрещены любые сделки с гражданами США. Адвокат Даян также потребовал изъять из судебных документов обозначение Виктора Анатольевича Бута, как «Торговец Смертью», которое, по мнению защиты, может произвести необъективное впечатление на присяжных. Надо сказать, что в ордере на арест Виктор Анатольевич Бут также назван, как «Виктор Бадд, он же Виктор Батт, он же Виктор Булакин, он же Вадим Маркович Аминов».

Прокуратура довольно быстро согласилась, чтобы присяжные не узнали, что Бута называли «Торговец Смертью». В ответе судье на ходатайство Даяна обвинители  пояснили, что внесли это прозвище, как одно из обозначений подсудимого, поскольку так его назвал Смулян «колумбийским боевикам», то есть агентам УБН, которые  вышли на Бута через него. «В частности, - сказано в судебных документах, - на записанной встрече в Копенгагене 23 января 2008 года Смулян отвел (оперативника) в сторону и заявил ему: 'Я скажу вам, как зовут моего друга, чтобы вы знали, но это только между нами… Это Виктор Бут… Его называют 'Торговец Смертью'. И за ним охотится весь мир». Согласившись с ходатайством Альберта Даяна,  прокуратура сообщила судье  Шендлин, что «хотя Смулян употребил это прозвище для уточнения характера его отношений с Бутом, мы признаем, что в такой кличке есть предвзятость». Что даст Буту эта победа его адвоката, пока не ясно. В свое время  Барри Слотник, который защищал  Вячеслава Иванькова, убедительно доказал суду, что кличка «Япончик», по которой был мрачно известен его клиент, ранее принадлежала не одесскому бандиту, а герою Гражданской войны, но Иванькову это не помогло.

В конце мая Альберт Даян направил в суд меморандум, который назвал «Предварительное Заявление». На 24 страницах этого документа адвокат разъясняет обоснованность ранее поданных ходатайств, на основании которых Виктора Бута следует немедленно освободить, поскольку в отношении него была нарушена Пятая поправка к Конституции США, гарантирующая право на «должную правовую процедуру», а экстрадиция Бута из Таиланда была «результатом политического давления со стороны США». По словам адвоката, его российский клиент попал «на мушку» плана «лишить его свободы и судить в США за преступление, которого он не совершал, и которое было задумано агентами американского правительства с этой целью». В число последних входят якобы преследовавшие Бута «по чисто политическим причинам» Белый дом, Управление по борьбе с наркотиками и Управление национальной безопасности (National Security Agency), хотя, как мне кажется, Альберт Даян имел в виду не службу электронно-космической разведки, а  National Security Council - Совет по национальной безопасности при президенте США.

Виктор Бут, продолжает его адвокат,  «никогда не совершал никаких преступлений против Соединенных Штатов» и «никогда не обвинялся и даже не подозревался в совершении какого-либо преступления против Соединенных Штатов и их граждан», а «Торговцем Смертью» его прозвал какой-то британский министр. Более того, утверждает Альберт Даян, его клиент-авиаперевозчик торговал не смертью, а мирными товарами для армии США, причем делал это с конца 2003 года по контракту с американскими компаниями, которые обслуживали наших военных в Ираке. Это был крупный контракт с KBR (Kellog, Brown and Root) - дочерней фирмой компании Halliburton, «которой когда-то руководил вице-президент Чейни».  Помимо этого, пишет Альберт Даян, «компании Бута совершали полеты для Командования военно-воздушных перевозок (US Air Mobility Command). Особой сенсации в этом заявлении адвоката нет - в конце прошлого года появилось сообщение, что в 2003 году администрация Соединенных Штатов заключило с подконтрольной Буту и зарегистрированной в Казахстане авиакомпанией Irbis контракт на рейсы в Ирак для US Air Mobility Command. По этому контракту Irbis с 2003 по 2004 год должна была совершить больше тысячи перелетов в Ирак и заработать примерно 60 млн долларов. В этот период, уточнил Альберт Даян в своем меморандуме, американцы бесплатно заправили самолеты Бута минимум полумиллионом галлонов горючего.

Далее в меморандуме  сказано, что с весны 2004 года Виктору Буту объявили войну журналисты, и в первую очередь британская Financial Times, которая 17 мая написала, что многие транспортные самолеты, обслуживающие американских военных в Ираке, «фактически принадлежали россиянину по имени Виктор Бут, якобы крупнейшему нелегальному торговцу оружием». На следующий день после этой публикации заместителя министра обороны Пола Вулфовица и заместителя госсекретаря Ричарда Армитиджа вызвали для объяснений в сенатский комитат по международным отношениям. Оба сказали, что им про это ничего не известно, признались, что слышали про Бута краем уха, и обещали разобраться. «Через две недели, - написал адвокат Даян в своем «политическом» меморандуме судье Шайре Шендлин, - Госдепартамент уведомил комитет, что проведенное предварительное расследование связи Бута с контрактами на поставку грузов в Ирак не дало результатов. Только через 7 месяцев Вулфовиц, не вдаваясь в подробности и без объяснений, но с максимумом усилий дистанцировать министерство обороны от Бута, нехотя признал, что подрядчики армии США пользовались самолетами, принадлежавшими связанным с Бутом компаниям».

По аргументированному мнению адвоката Альберта Даяна, его клиент, верой и правдой служивший интересам национальной безопасности США, впал в немилость и стал козлом отпущения чужих грехов. В 2004 году Бута внесли в упомянутый выше «черный список» лиц, которым запрещено торговать с американцами, а к поставкам оружия в Либерию добавили 50 млн долларов, который он якобы заработал на вооружении афганских талибов в годы, когда там прятался Осама бин-Ладен. В то же время, утверждает Даян, Пентагон продолжал пользоваться услугами «Торговца Смертью», пока в начале 2006 года выходящий два раза в месяц либеральный журнал New Republic написал, что «Пентагон закрывал глаза на деятельность Бута и продолжал снабжать его контрактами в нарушение (решений минфина) и несмотря на то, что можно было найти других, более законных авиаперевозчиков».

Снова оказавшись в неловком положении, утверждает адвокат Даян, Пентагон и Госдепартамент решили разделаться с  Бутом и провели «Операцию Бежалостность», в итоге заманив несчастного Виктора Анатольевича в таиландскую западню. В конце 2007 года тогдашний заместитель советника президента Буша по национальной безопасности Хуан Зарате предложил сделать это руками УНБ - Управления по борьбе с наркотиками. Даян цитирует сотрудника УНБ Луиса Милионе, которому поручили охоту на Бута: «Мы поняли, что можем создать сценарий, который его привлечет». Сценарий состоял в том, чтобы выманить Бута из Москвы предложением  гигантской сделки на поставку оружия на сумму 12 млн долларов, от чего он не сможет отказаться. «Таким образом, описанное в обвинении 'преступление', - заключает Альберт Даян эту часть своего меморандума, - было полностью сфабриковано и тщательно разработано, чтобы поверхностно, но ложно подвести его под юрисдикцию судебной системы Соединенных Штатов».

Дальнейшее известно, и, как утверждает адвокат, с Бутом разделались не ради торжества правосудия, а в политических целях сохранения чистоты мундиров высокопоставленных правительственных чиновников. Альберт Даян упоминает о «политическом давлении», которое оказывали американские власти на таиландские, чтобы обеспечить и ускорить экстрадицию Бута, арестованного в Бангкоке. Данные об этом стали известны из внутриведомственных документов Госдепартамента, слитых на всемирноразоблачительный сайт Wikileaks. Все происходящее с Виктором Бутом его русскоязычный адвокат назвал «грубым нарушением надлежащей процедуры закона, исходящим с высших уровней правительства Соединенных Штатов», в истории которых не было ничего подобного. Сказано, конечно, лихо, хотя судья Шира Шендлин может рассудить, что к доказанному согласию Бута доставить в Колумбию оружие, которым «будут убивать этих сукиных сынов американцев», его помощь армии США в Ираке не относится.

Ника нельзя сравнивать законы США с законами бывшего СССР, но в данном случае мне пришло в голову такое сравнение. В августе 1968 года я в развеселой компании московских вольнодумцев отдыхал в только что открывшемся пансионате «Интурист» в Пицунде. Как-то вечером мы пошли в  кинотеатр пансионата, где показывали документальный фильм о вводе советских танков в Чехословакию. Не сдержавшись, я громко сказал приятелям, что я об этом думаю, а после сеанса ко мне подошел местный участковый и предложил пройти. Он забрал у меня паспорт, а утром на мотоцикле отвез в Гагру, где районный судья в соломенной шляпе и сидя в соломенном кресле, приговорил меня к пяти суткам лишения свободы. Я возмутился и заявил, что это грубое нарушение свободы слова, и мнение о событиях в братской Чехословакии - мое личное дело и конституционное право. «Да что вы, голубчик, - мягко сказал мне судья, никто на ваше право не посягает. Тут - и он кивнул на пару листков моего дела, - написано, что в кинотеатре вы во время сеанса шли к своему месту не по проходу, а перешагивая через ряды. А это, дружок, мелкое хулиганство, за которое я вас и приговариваю». Как говаривали древние римляне, «Dura Lex, Sed Lex». Закон он, конечно, дура, но закон. Судья Шира Шендлин назначила слушания по ходатайству адвокатов Бута о законности его экстрадиции на 16 июня, а все остальные ходатайства будут заслушаны 21 июля.

Пока Виктор Бут упражняется в рисовании, сидя в манхэттенской федеральной тюрьме, его жена Алла раздает журналистам копии рисунков мужа, на одном из которых Виктор Анатольевич изобразил самого себя и написал посвященные Алле строки известного фронтового стихотворения Константина Симонова: «Жди меня, и я вернусь, только очень жди». Симонов посвятил их своей жене Валентине Серовой, но Алле Бут наверняка не нравится последнее посвящение поэта этой замечательной женщине уже после ее смерти.
















Rambler's Top100 Каталог сайтов - Refer.Ru ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!