Убийство первого генерального директора ОРТ Владислава Листьева, совершенное 15 лет назад (по закону срок давности этого преступления уже истек), на этой неделе вновь объявили раскрытым. По меньшей мере в пятый раз (см. досье «Новой»). Однако пока очевидная бездоказательность всех прозвучавших подозрений и обвинений наводит на мысль не о шансах Генпрокуратуры продвинуться в расследовании одного из крупнейших «глухарей» 90-х, а о том, кому и почему захотелось вдруг вспомнить об этом преступлении?
Новость едва не стала сенсацией: Юрий Колчин, в 2005 году приговоренный к 20 годам лишения свободы за организацию убийства депутата Госдумы РФ Галины Старовойтовой, дал на днях показания по делу Владислава Листьева. Колчин назвал конкретные даты, адреса, имена, обстоятельства. Причем разговорился заключенный еще несколько недель назад в камере петербургского следственного изолятора «Кресты», где его допрашивали по другому делу (о тройном убийстве пятилетней давности, по обвинению в организации которого в июне 2009 года арестовали экс-депутата Госдумы от ЛДПР, авторитетного предпринимателя Михаила Глущенко. - Н. П.).
Однако в милицейских кругах Северной столицы не скрывают: Колчиным в последнее время активно интересовались высокопоставленные московские коллеги - в частности, к узнику неоднократно приезжал сотрудник департамента уголовного розыска МВД РФ полковник Геннадий Захаров (куратор оперативного обеспечения следственной бригады по делу Владимира Барсукова-Кумарина, арестованного в августе 2007 года и обвиненного в организации преступного сообщества и нескольких убийствах. - Н. П.). А 24 сентября Колчин был этапирован из петербургских «Крестов» в московскую «Матросскую Тишину», утверждает его адвокат Павел Жичкин.
- Я не знаю, что происходит с Юрием Колчиным в столичном СИЗО, - заявил «Новой» Павел Жичкин, - да я пока и не уполномочен им давать комментарии на эту тему. Как адвокат я могу говорить только то, что в интересах моего клиента.
Существование показаний Колчина по делу об убийстве Листьева Жичкин не подтвердил и не опроверг. Ту же позицию заняли в Следственном комитете РФ: «На данный момент мы не комментируем информацию по делу Владислава Листьева, официальное заявление появится на нашем сайте в ближайшие дни», - пообещали в пресс-службе ведомства.
Между тем компетентные источники сообщили «Новой», что в распоряжении СКП действительно есть протокол допроса Юрия Колчина. Документ излагает на своем сайте Агентство журналистских расследований. По его данным, этой осенью осужденный по делу Старовойтовой неожиданно вспомнил, что еще в середине 90-х он - на правах близкого приятеля Михаила Глущенко - присутствовал при многих занятных встречах и разговорах. В том числе - оказался свидетелем бесед Глущенко с Константином Яковлевым (Костя-Могила - петербургский преступный авторитет 90-х годов, курировавший медиабизнес и рекламу, убит в 2003 году. - Н. П.) и Владимиром Барсуковым-Кумариным. Именно эту троицу, по информации агентства, Колчин якобы называет организаторами убийства Влада Листьева, а заказчиком преступления - тогдашнего члена совета директоров ОРТ Бориса Березовского.
Колчин, как утверждается, назвал имена и трех исполнителей убийства, выпустивших в Листьева две пули 1 марта 1995 года. Убийцы якобы жили в московской квартире, предоставленной им Юрием Колчиным. Однако ни одного из них сейчас уже нет в живых, Барсуков-Кумарин и Глущенко - в местах не столь отдаленных. А Березовский, напротив, далеко - в Лондоне.
В конечном счете сенсация Колчина стоила недорого. Тем более что это уже не первый случай. За последний год осужденный в своих показаниях «раскрыл» второе громкое преступление, благодаря чему был этапирован из колонии строгого режима в Котласе (Архангельская область) в Москву. Впервые о своем желании заключить сделку со следствием и тем самым добиться пересмотра приговора, вынесенного ему в 2005 году, заключенный заявил еще в конце прошлого года. Тогда Юрий Колчин пообещал СКП назвать имя заказчика убийства Галины Старовойтовой. Несмотря на то что сделка так и не состоялась, в апреле этого года Колчин объявил заказчиком преступления петербургского предпринимателя Сергея Шевченко (брат убитого экс-депутата Госдумы от ЛДПР Вячеслава Шевченко, это убийство сейчас вменяют Глущенко. - Н. П.), давно живущего за границей. А теперь вот - Березовский…
- Версия о причастности Березовского должна рассматриваться в числе прочих, но не более, - считает бывший начальник ГУВД Петербурга, возглавлявший его как раз в 90-е годы, а ныне депутат городского Законодательного собрания Аркадий Крамарев. - Как всякая версия, она подлежит тщательной отработке. Сейчас преждевременно рассуждать, будет ли она подтверждена. У меня нет для этого никаких оснований. Я не хочу сказать, что люди, на которых указал следствию Юрий Колчин, не могут быть причастны к убийству Листьева. Они вполне могут быть причастны, но показаний Колчина может быть недостаточно, чтобы это доказать.
Защитник Михаила Глущенко Юрий Хабаров никак не комментирует новую версию убийства Листьева. Сергей Афанасьев, адвокат Барсукова-Кумарина, рассказал «Новой», что его подзащитному вопросов по поводу Листьева еще не задавали.
- Но если и дальше так пойдет, - говорит Афанасьев, - то скоро нам инкриминируют убийство Джона Кеннеди.
Борис Березовский, вдруг ставший «организатором» еще одного громкого преступления в России (ранее ему инкриминировали причастность к убийствам Анны Политковской (2006) и правозащитницы Натальи Эстемировой (2009), обвиняли в убийстве бывшего подполковника ФСБ Александра Литвиненко. - Н. П.), очередные обвинения в свой адрес назвал «бредом».
- Я готов дать показания следователям Генеральной прокуратуры РФ, если они приедут в Лондон, - в телефонном интервью «Новой» сказал Березовский. - Влад был мой друг. Я его приглашал на работу. Потому что он действительно был очень талантливым журналистом…
Ну а потом, как мне кажется… Коржакову (бывший начальник службы безопасности Бориса Ельцина. - Н. П.) не понравилось то, что он не может контролировать ОРТ, потому что мы назначили Листьева. Тогда он нас пригласил в Кремль (меня, Бадри Патаркацишвили, Шамиля Тарпищева, покойный Борис Федоров тоже был на этой встрече), и у нас там был разговор. По существу речь шла о том, что мы должны поделиться частью эфирного времени с бандитами, на что мы ответили отказом. И после этого Влада убили.
А тема о том, что я организовал это преступление, по-видимому, понадобилась перед началом кампании 2012 года по выборам президента России… Дело в том, что я Путина знаю с 1990-1991 года, он тогда себя тихо вел, он был заместителем мэра Санкт-Петербурга. Я припоминаю, как Путин меня представил Косте Яковлеву (Косте Могиле), когда я был в Питере, в то время мы там пытались открыть станцию техобслуживания автомобилей «Мерседес»…
…Кто врет в этой истории, кто говорит правду - разобраться пока не представляется возможным. Скорее всего, лгут все, и у каждого на то - свои мотивы, далекие от установления истины. Больше смущает то, как быстро становятся предметом пристального внимания правоохранительных органов откровения преступников, отбывающих длительный или пожизненный срок, - они ведь все что угодно расскажут, лишь бы получить хотя бы призрачную надежду на освобождение…
Справка «Новой»
Владислава Листьева убили 1 марта 1995 года в подъезде его дома на Новокузнецкой улице в Москве. Уголовное дело, возбужденное по ст. 103 УК РФ «Умышленное убийство», расследует Генеральная прокуратура России.
К 2002 году в ходе расследования убийства, по данным Генпрокуратуры, было допрошено более двух тысяч свидетелей.
21 апреля 2009 года следствие по делу Листьева было приостановлено «в связи с невозможностью установить лицо, подлежащее уголовной ответственности». 1 марта 2010 года истекли сроки давности по делу. Но следователи не собираются прекращать расследование убийства известного тележурналиста. Объем материалов дела составляет уже более 200 томов.
За минувшие 15 лет следствие уже не раз преждевременно рапортовало о раскрытии преступления. Но обвинение в убийстве журналиста никому так и не предъявлено.
Первые громкие заявления были сделаны в августе 1995 года: Генпрокуратура сообщила, что заказчики найдены, но уже на следующий день взяла свои слова обратно.
Затем следствие выдвинуло версию о том, что получить «заказ» и организовать преступление мог авторитетный бизнесмен Игорь Дашдамиров. Летом 1996 года Дашдамиров был задержан, его неоднократно допрашивали в связи с убийством Листьева, но этим все и ограничилось. В результате Дашдамирову предъявили обвинение в изнасиловании и осудили на 3,5 года.
Позже на роль киллера «пробовали» бывшего десантника Александра Агейкина, который в срочном порядке уехал за рубеж. В августе 1995 года один из высших чинов Генпрокуратуры заявил, что убийцы Листьева известны и находятся за границей. Через день после этого в Тель-Авиве Агейкин скончался от передозировки наркотиков.
В октябре 1997 года в качестве подозреваемого по делу был допрошен бизнесмен Сергей Михайлов, но и после этого допроса никаких обвинений не последовало.
Бывший подполковник ФСБ Александр Литвиненко в своей книге «Лубянская преступная группировка» косвенно обвиняет в организации преступления Александра Коржакова.
Версия о причастности Бориса Березовского к убийству журналиста впервые прозвучала в СМИ в конце 90-х.