Снова я возвращался из Сочи в Краснодар, и снова ко мне подошли люди, предложившие уехать поездом за наличные.
Место в купе фирменного поезда предлагают за 800 рублей, но можно сторговаться за 700. Плацкарта от Сочи до Краснодара стоит 500. Никакого паспорта не надо, просто платишь. Незаконная продажа мест идет совершенно открыто: в центре зала стоят посредники - двое мужчин и две женщины, предлагающие ехать на ближайшем поезде каждому желающему. Кроме Краснодара можно уехать, например, в Ростов.
Первый раз я столкнулся с этим еще прошлым летом. В Краснодаре в поезд сел пассажир с билетом, но его место оказалось занято группой людей, едущих в Сочи из какой-то кавказской республики. Второй раз я обнаружил нечто похожее в прошлом октябре: на железнодорожной станции Адлера билетов на отходящий поезд в кассе не было, но некий человек предложил мне ехать за наличные. Впрочем, происходит это не только в Сочи, потому что минувшей зимой мне предлагали ехать без паспорта на железнодорожной станции Ростов-Главный.
Последний раз я столкнулся с этим явлением недавно, 19 апреля. На вокзале Центрального Сочи кассир кассы № 6 Елена Федоровна Протасова сообщила мне, что плацкартных билетов на ближайшие поезда нет. Тут же подошла девушка, которая представилась Анной. С ней договорился ехать плацкартой за 500 рублей. В этот раз у меня в кармане лежал включенный диктофон.
Ехал я поездом № 12 Адлер-Москва, который прибыл в Сочи в 20.47. У меня было 25-е место в вагоне № 2, где проводницу звали Мариной. Ей я и платил, еще на перроне. Поражало, что при отсутствии в кассе билетов вагон оказался полупустым. В системе нелегальной продажи мест задействованы как минимум посредники, проводники и кассиры. Об этом, безусловно, знает и милиция сочинского железнодорожного вокзала, потому что не заметить четырех человек, целый день что-то предлагающих пассажирам, невозможно. Руководство железнодорожного вокзала Сочи для комментариев оказалось недоступно.
Ежедневно через Сочи проходят сотни поездов. Можно себе представить, какое количество мест незаконно продаются в летний сезон. Словом, подготовка к Олимпиаде похожа на борьбу с терроризмом: великолепно выглядит на словах, но очень грустно на практике.