Корреспондент «Новой» вместе с сотрудниками отдела по борьбе с похищениями людей Депура МВД* участвовал в задержании мошенника, который собирался нажиться на людском горе. В процессе расследования выяснилось: этот человек в прошлом был прокурором. По предварительной версии, он задумал преступление, чтобы отомстить своим обидчикам: двум прокурорам, следователю, судье и адвокату.
Звонок
Все началось со звонка на мобильный телефон. Неизвестный мужчина представился Захаром из Дагестана и сообщил, что якобы знает место, где бандиты держат заложника - 72-летнего предпринимателя Александра Пизика. По словам звонившего, московского бизнесмена похитила дагестанская ОПГ, состоящая из местных прокуроров, милиционеров и бандитов. Захар попросил передать родственникам, что сильно рискует жизнью, поэтому за информацию ему нужно заплатить «премию» в размере 300 тыс. долларов (телефонная запись имеется в редакции). Первым делом подумалось, что это какая-то провокация или звонил не вполне адекватный гражданин. Решил рискнуть.
Предыстория
13 сентября 2006 года во дворе своего дома была похищена предпринимательница Лолита Судакова. Во время захвата Судаковой выбили зубы, и она получила сильное сотрясение мозга. Сначала ее дер-жали в здании разрушенного детского сада в Луховицах, а затем на какой-то квартире. Заложница пробыла в плену долгих 30 дней. После обещания отца, Александра Пизика, заплатить выкуп в размере 500 тыс. долларов ее отпустили. Но после встречи с дочерью Пизик заявил, что платить выкуп бандитам не собирается. Тогда, опасаясь за свою жизнь, Судакова стала искать деньги самостоятельно. За неделю она собрала 90 тыс. долларов и за советом пришла к сотрудникам УБОП ГУВД г. Москвы. В кабинете бывшая заложница расплакалась. В ответ оперативники намекнули ей, что они не верят в «этот спектакль с похищением», а потом и вовсе стали смеяться. В конце концов убоповцы посоветовали Судаковой инсценировать попытку самоубийства и залечь в больницу.
Прошло время, и постепенно Судакова стала забывать те страшные события. И вот ровно через год, день в день - 13 сентября 2007 года, в Туапсе был похищен ее отец Александр Пизик. Вскоре дочери позвонил один из похитителей и напомнил про должок. Дальнейшая судьба Пизика неизвестна.
Исполнители
Похищения людей в столичном регионе - это хорошо налаженный криминальный бизнес со своей технологией и традициями. Отморозков в бандах не держат. Все отработано практически до мелочей: заказ - похищение - получение выкупа. Если что-то идет не так, то заложников сразу убивают. Как правило, костяк банды похитителей - это 5-6 человек, состоящий из авторитетов, уголовников, а также действующих или бывших сотрудников МВД, ФСБ, прокуратуры и Минобороны. Большинство тех, кто обращается к услугам похитителей, - предприниматели, банкиры и чиновники, не привыкшие улаживать свои бизнес-конфликты цивилизованным путем. Нередко заказчиками похищений выступают высокопоставленные силовики и лидеры ОПГ, «выбивающие» из коммерсантов часть полученной прибыли.
Сначала следствие отрабатывало версию, что к похищению Судаковой и Пизика причастна неуловимая банда москвича Дениса Шилина по прозвищу Шило. Помимо Шила в банду входили финансовый эксперт Госдумы Максим Кан, лжебанкир Олег Душенко, сотрудники ныне упраздненного Министерства экономического развития, помощники депутатов Госдумы, а также уголовники, бывшие милиционеры и десантники. На счету этой ОПГ громкие похищения бизнесменов, банкиров и членов их семей. Сейчас Шилин и его подручные скрываются в Южной Америке и планируют новые преступления (в редакции имеются телефонные прослушки Шилина).
Затем появилась версия, что коммерсантов похитила банда Дмитрия Леонова, в состав которой входили жители Подмосковья Олег Иванов и Юрий Горлов. Чуть позже появилась третья версия: похищение Судаковой и Пизика, а также гендиректора оборонного предприятия «Общемашснаб» Вадима Струкова организовал бывший сотрудник столичного УБОПа Андрей Алешин. Сейчас в Мытищинском суде проходит закрытый суд над Алешиным. Что интересно, большинство бывших сослуживцев милиционера уверены, что его подставили «кураторы» Шила из ФСБ («Новая» неоднократно делала материалы о бандах Шилина, Леонова, а также о судьбе Алешина. - Ред.)
Разговоры с Захаром
Между тем Захар продолжал звонить и присылать SMS-сообщения. Вот хронология событий:
20 февраля. Захар позвонил с телефонного номера 8925093**** и повторно сообщил, что за информацию о Пизике хочет получить 300 тыс. долларов.
20 февраля (вечер). Захар позвонил с другого номера (8963373****) и сообщил, что работает не один и у него есть серьезные помощники. При этом он предложил выслать ему деньги на приобретение билета на самолет из Махачкалы («Прилечу к вам в Москву и все расскажу»). Связываюсь с Судаковой и передаю содержание разговоров. Судакова сомневается в искренности Захара. Но добавляет, что готова заплатить за живого отца. Позвонил в отдел по борьбе с похищениями Депура МВД и рассказал подробности. Оперативники решили, что информация заслуживает самого серьезного внимания.
21 февраля. От махачкалинца пришло SMS с текстом: «Как вы? Срочно позвоните!» В это время у меня дома находилась съемочная группа из Голландии (RTL-4). Тут же перезвонил и сообщил, что якобы мучаюсь с зубной болью и не могу разговаривать.
В течение 22 февраля состоялись три телефонных разговора, во время которых Захар настойчиво интересовался, что ответила Судакова на его требования. По совету оперативников «включаю дурака» и сообщаю, что не смог ей дозвониться. Ближе к вечеру в отделе расследований «Новой» мы обсудили версии:
а) звонил мошенник или вымогатель;
б) психически нездоровый человек;
в) человек, который что-то знает и решивший подзаработать на чужом горе;
г) это провокация пособников шилинских или леоновских в силовых структурах. (Некие основания для таких предположений уже имелись. Корреспондента Канева недавно вызывали в следственное управление ФСБ и пытались взять подписку о неразглашении данных по похищениям людей в столичном регионе. - Ред.)
23 февраля (утро). Захар прислал SMS и поздравил с праздником. Во время телефонного разговора он снова подтвердил, что видел живого и невредимого Пизика, и осторожно поинтересовался, не связана ли Судакова с милицией? Получив отрицательный ответ, назвал свои ФИО - Ханмагомедов Зияутдин Зейнутдинович и адрес, на который нужно выслать деньги на перелет.
23 февраля (день). На Митинском радиорынке купил сводки столичного ГУВД за последние 20 лет. Среди записей оказались четверо Ханмагомедовых, попавших в поле зрения столичной милиции. Первый, Нарулла, был задержан за разбой в 1996 году. Угрожая осколком стекла продавцу Марандыкиной, он забрал выручку и спиртные напитки на сумму 80 тыс. рублей. Второй, Играмудин, угрожая словами, отнял у уроженца Молдовы 120 рублей. Третий, оперуполномоченный подмосковного управления наркоконтроля Азамат, осужден за похищение человека. 23 ноября 2004 года в центре Москвы наркополицейский и трое его земляков похитили гражданина Нигерии Чукуди Джозефа Сбару и потребовали у родственников выкуп в размере 10 тыс. долларов. К счастью, у нигерийца оказались хорошие знакомые в отделе по борьбе с наркотиками в ОБОП ЦАО и на Петровке, 38. В тот же день заложник был освобожден, а всю компанию «спеленали» оперативники 5-го ОРЧ УУР ГУВД Москвы.
«Моим» Ханмагомедовым оказался четвертый фигурант. Оказывается, махачкалинец далеко не пацан - ему исполнилось 56 лет, и он имел проблемы с законом. В 2001 году Ханмагомедов и уроженец Баку Садых Алиев были арестованы за разбой.
24 февраля. С утра написал заявление в Депуре МВД и передал аудиозаписи телефонных разговоров. Вечером снова позвонил Захар и заявил, что если у Судаковой нет денег ему на билет, то он готов оплатить ее приезд в Дагестан («Пусть скажет, сколько ей надо, и мы вышлем бабки»).
25 февраля. Утром пришли сразу две SMS с текстом: «Друг, прошу позвонить». Перезваниваю. Махачкалинец настойчиво интересуется, когда придут деньги на перелет из Дагестана. Кроме того, он добавляет, что, общаясь со мной, сильно рискует жизнью.
26, 27, 28 февраля состоялись пять телефонных разговоров с Ханмагомедовым и пришли несколько SMS-сообщений. Его снова интересовало, когда Судакова вышлет деньги на самолет и какая в Москве погода. Кроме того, он потребовал, чтобы я сообщил номер сотового телефона Судаковой. В его голосе чувствовалось нетерпение.
1 марта. Позвонил оперативник из Депура и разрешил сообщить дагестанцу координаты Судаковой.
2 марта. Ханмагомедов снова вышел на связь. Во время разговора стал сомневаться в искренности Судаковой («Она мне мозги крутит. Это, наверное, нулевой вариант?»). Затем спросил, как выглядит Пизик.
5 марта. Позвонили оперативники и сообщили, что Ханмагомедов прилетел в Москву, поселился в гостинице и встретился с Судаковой. При передаче части «премиальных» (100 тыс. долларов) Ханмагомедова задержали. По словам звонившего, спецоперация по захвату прошла блестяще, и Захар даже опомниться не успел, как оказался в наручниках. Первый допрос показал, что он не знает, где находится Пизик. В этот же день созвонился с Лолитой Александровной. В ее голосе чувствовались усталость и разочарование: «Я до последнего надеялась, что отец жив и этот человек укажет место, где его держат. Разве можно так наживаться на человеческом горе?!»
Первые допросы
На первых допросах выяснилось, что Зияутдин Ханмагомедов - бывший заместитель природоохранного прокурора г. Махачкалы. По информации дагестанских журналистов, в 1997 году Ханмагомедова уволили из прокуратуры после скандала на рыбзаводе «Широкольский». Во время проведения ревизии в холодильных камерах было обнаружено 12 тонн неучтенной рыбы осетровых пород, опечатанной Ханмагомедовым. По оперативным данным, прокурор «помогал» браконьерам хранить незаконный улов. Но уголовное дело замяли, и в тот же год Захар подался к родственнику в Москву.
Судя по сводке ГУВД (КУП 271), 7 июля 2001 года на улице Яна Райниса Ханмагомедов и уроженец Баку Алиев совершили разбой: у ресторатора Черенкова они отняли деньги, документы на автомобиль и сотовый телефон. Обоих задержали на следующий день по приметам, которые дал бизнесмен. Задержание проводили участковые ОВД «Северное Тушино» Холин и Шарипов. В своих показаниях Ханмагомедов утверждал, что Черенкова никогда не видел и в уголовном деле сплошь и рядом подтасовки. При этом Ханмагомедов заявил, что при задержании участковые якобы украли у него наручные часы с бриллиантами, подаренные арабским шейхом за спасение его дочери. Уголовное дело то закрывали, то снова открывали. Наконец состоялось судебное заседание, и подсудимые получили по семь лет колонии. Гособвинение поддерживал тушинский прокурор Борис Нерсесян, потребовавший максимального срока для Ханмагомедова и его подельника. Вот фрагмент аудиозаписи того судебного заседания:
Гособвинитель: Ваша честь! У меня, как работника прокуратуры, вызывает особое возмущение и негодование поступок подсудимого Ханмагомедова, который опозорил высокое звание российского прокурора. Хотя и бывшего…
Ханмагомедов: Ты сам-то кто? На каких сидишь бабках? Часы отдайте, шакалы!
Судья: Помолчите, подсудимый.
Гособвинитель: Хотя и бывшего… Я хочу продолжить…
Ханмагомедов: Мы его и пальцем не тронули! И не видели. Спросите Владимира Анатольевича (неразборчиво)! А икру жрали все люди из прокуратуры. И проверяющие из Москвы рыбу с икрой тоже много брали… (неразборчиво). Ты сам всех позоришь! В ресторанах с бабами тут сидите (неразборчиво). Где мои золотые часы?
Судья: Помолчите, подсудимый…
Сейчас межрайонный тушинский прокурор Нерсесян и сам объявлен в федеральный розыск (разыскное дело № 26196). Его разыскивают за участие в преступной группе, состоящей из прокуроров, оперативников ОБЭП СЗАО и коммерсантов. По версии следствия, преступники в погонах инициировали незаконные проверки в коммерческих фирмах, конфисковывали товар, а затем через дружественные фирмы продавали. Всего по уголовному делу арестованы 11 человек. Удалось скрыться только Нерсесяну, которого успели предупредить пособники в силовых структурах. По сообщениям в СМИ, во время обыска у него на квартире обнаружили унитаз, сделанный из чистого золота, а также большое количество ювелирных украшений. По нашим данным, сейчас Нерсесян скрывается у родственников в Нагорном Карабахе и через подставных лиц собирается учредить несколько ЧОПов.
…Тюремный срок Ханмагомедов отбывал в милицейской зоне под Рязанью. Тут начинается самое интересное. На допросе бывший природоохранный прокурор заявил, что, еще лежа на нарах, якобы задумал отомстить Нерсесяну, его помощнице Октябрьской, следователю Шилову, судье Луневой и адвокату Пономарю, которые, по его мнению, состряпали уголовное дело и окончательно сломали ему жизнь. Вернувшись после отсидки в Дагестан, Ханмагомедов стал обдумывать план мести, но все упиралось в деньги. Решение созрело после прочтения в СМИ о похищении в Туапсе бизнесмена Пизика. По предварительной версии, «премиальные» за Пизика были необходимы, чтобы заплатить нужным людям за захват и перевозку своих обидчиков в Дагестан. Далее Ханмагомедов собирался посадить заложников в зиндан, приковать цепями, а после «воспитательной» беседы отпустить на все четыре стороны. Не исключено, что задержанный все это выдумал, чтобы выглядеть в глазах оперативников неким народным мстителем и борцом за справедливость.
Пока Зияутдин Зейнутдинович парился на нарах, в жизни остальных предполагаемых «жертв» тоже произошли изменения: помощник прокурора Октябрьская пошла на повышение и переехала в новую квартиру, следователь Шилов женился, а адвокату Пономарю в собственном подъезде неизвестный злоумышленник нанес удар по голове и отобрал 800 долларов. К счастью, травма оказалась не сильной.
Но это еще не все. Судя по всему, у Ханмагомедова имелся запасной план. Одновременно он названивал нашему судебному репортеру Вере Челищевой, освещающей громкие судебные процессы. Бывший прокурор попросил журналистку передать родственникам Ходорковского, что якобы разработал план по его освобождению. Правда, сумму премиальных назвать не успел, поскольку Вера бросила трубку. Остается выяснить, есть ли еще жертвы «разводок», имелись ли у Ханмагомедова сообщники и кто ему сообщил номера наших сотовых телефонов.