В Новгородском областном суде вчера завершилось судебное следствие по уголовному делу о подрыве в августе 2007 года поезда "Невский экспресс", в результате которого пострадали 60 человек. Подсудимые жители Ингушетии Саланбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев, выступившие с последним словом, потребовали от судьи вынести им оправдательный приговор.
Последнее слово подсудимых было коротким. "Я не прошу, я требую нас оправдать",- сказал Макшарип Хидриев, обращаясь к судье. Отметив, что он против терроризма и сидит ни за что, обвиняемый сказал, что в России запрещены пытки, "а меня пытали". "У вас, ваша честь, есть возможность доказать, что эта честь есть на самом деле",- заявил председательствующему Саланбек Дзахкиев, также потребовавший оправдательного приговора. По словам господина Дзахкиева, если у суда есть хоть какая-то возможность освободить его с Хидриевым, то суд ею должен воспользоваться. "Отпустите нас!" - воззвал он.
Поезд "Невский экспресс" (N 166), следовавший из Москвы в Санкт-Петербург, был подорван 13 августа 2007 года в 21.38 на перегоне Бурга-Малая Вишера (Новгородская область) Октябрьской железной дороги. В результате взрыва самодельной бомбы с рельсов сошли электровоз и 13 вагонов, 60 человек получили травмы различной степени тяжести. Первыми по горячим следам сотрудники правоохранительных органов задержали активистов так называемой "Питерской лиги анархистов" Андрея Каленова и Дениса Зеленюка, а затем уроженца Чечни Хасана Дидигова. Однако подозрения в терроризме со всех троих были сняты.
Позже в новгородском СИЗО оказались жители Ингушетии Саланбек Дзахкиев, Макшарип и Амирхан Хидриевы, которых следствие сочло пособниками террориста. По версии следствия, они доставили на своей машине взрывчатку к месту проведения диверсии. Организатором акции и исполнителем подрыва пассажирского поезда следствие считает 28-летнего русского ваххабита Павла Косолапова, который находится в розыске и обвиняется заочно. Впоследствии один из братьев Хидриевых
Амирхан был освобожден за недоказанностью его вины.
Стоит напомнить, что следствие по делу о подрыве "Невского экспресса" было закончено еще в марте 2009 года. Однако тогда Генпрокуратура отказалась утвердить обвинительное заключение и вернула дело следствию на исправление ошибок. По данным "Ъ", следствию тогда было предложено найти более убедительные доказательства вины подсудимых, установить мотивы и цели преступления. Однако, как заявил вчера "Ъ" адвокат обвиняемых Мурад Юнусов, следствию так и не удалось добыть убедительные доказательства вины подозреваемых Саланбека Дхахкиева и Макшарипа Хидриева. "По версии следствия, моих подзащитных за два дня до теракта видели в Малых Вишерах,- рассказал адвокат,- но во время следственного эксперимента они (обвиняемые.- "Ъ") даже не смогли точно показать место, куда они, как утверждает следствие, подвозили взрывчатку".
По мнению господина Юнусова, у его подзащитных безупречное алиби: так, 10 августа 2007 года Макшарип Хидриев (в этот день, по версии следствия его видели в Малых Вишерах) находился в Самаре и этот факт подтверждает местный житель Николай Уланов. "В тот день Макшарип, находясь в Самаре, вел с господином Улановым переговоры о найме в аренду его квартиры",- уточнил адвокат. А имеющиеся в деле признательные показания обвиняемых, по мнению адвоката, были добыты "путем угроз и шантажа". "Макшарипу Хидриеву предложили признаться, пообещав, что в обмен на это отпустят его младшего брата Амирхана, хотя его в любом случае должны были отпустить",- заявил адвокат, добавив, что следователи использовали этот факт с целью давления на обвиняемого.