Александр Грант,
Нью-Йорк.
Разрабатывать «авторитетов» русскоязычной организованной преступности и беседовать с осведомителями. За время работы в Нью-Йорке и Майами, Левинсон обзавелся множеством тайных источников среди граждан бывшего СССР и стран Восточной Европы, которые сообщали ему массу полезной информации наряду с кучей вранья. К специальному агенту ФБР Роберту Левинсону не зарастала народная тропа желающих исповедаться по-русски. На сайте www.lawintelrpt.com в Интернете можно заказать интерактивный DVD “Пособие по вербовке и работе с осведомителями”. В пояснении к диску сказано, что он представлен “Робертом А. Левинсоном, бывшим начальником отделения ФБР, бывшим главой подразделения по борьбе с русской мафией и инструктором ФБР». Там же сказано, что Левинсон представлял данное пособие “федеральным, штатным и местным правоохранителям по всей стране и признан национальным экспертом по вербовке и работе с осведомителями”.
В результате такой работы появилось, окрепло После ухода на пенсию Левинсон создал частное детективное бюро и 9 марта 2007 года его видели в последний раз, когда он вышел из отеля «Maryam» на иранском острове Киш, куда он прилетел по делам очередного клиента. Тысячу дней назад Роберту Левинсону было 59 лет. «Поскольку ФБР ведущий орган расследования пропаж американцев за рубежом, - сказано в заявлении, - мы продолжаем собирать информацию о местонахождении, состоянии и обстоятельств исчезновения Левинсона. Хотя ФБР не получило ни малейших сведений о Левинсоне от иранских властей, мы намерены в полной мере сотрудничать с расследованием в Иране, стараясь найти Левинсона и доставить его домой». Следует отметить, что в свое время Роберт Левинсон работал в так называемом русском отделе ФБР и активно занимался делами Вячеслава Иванькова по кличке «Япончик» и Семена Могилевича, фамилий и прозвищ у которого великое множество.
Почти половину своих 59 лет Левинсон проработал в федеральных спецслужбах, начав с того, что шесть лет провел специальным агентом Управления по борьбе с наркотиками (DEA) в нью-йоркском и денверском отделениях, а затем в Вашингтоне. Оттуда Левинсон перешел в Федеральное бюро расследования и работал специальным агентом в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Майами. Закончив в свое время Городской колледж Нью-Йорка (CCNY), он свободно владеет испанским и «разговорно» русским языком. С учетом этого его использовали на фронте борьбы с колумбийскими наркокартелями и бывшими гражданами СССР, которые прибыли в США. В сферу внимания специального агента Левинсона входили международная организованная преступность, международные аферы и отмывание денег. Левинсон читал лекции в Академии ФБР в Квантико и в Дипломатическом институте в Арлингтоне, в Академии Канадской королевской конной полиции в Оттаве и в Международной правовой академии (ФБР) в Будапеште.
Русский язык дал ему возможность и попало в бруклинский федеральный суд «дело Япончика». В начале 1995 года к Левинсону прибежал российский гражданин Александр Волков, который заявил, что в Нью-Йорке его с компаньоном и соотечественником Владимиром Волошиным преследует свирепая банда «русских» вымогателей во главе с Вячеславом Иваньковым, требуя с них три с половиной миллиона долларов. Как выяснилось, Волков с Волошиным были ловкачами-бизнесменами, которые умыкнули 2,7 млн долларов у московского банка «Чара”, который из-за этого лопнул. Волков и Волошин сбежали с деньгами в США и открыли в Нью-Йорке компанию «Summit», а посланцы «Чары» обратились к проживавшему в Нью-Йорке Япончику за помощью, чтобы вернуть эти деньги с наросшими процентами. На суде Волков не появился, а Волошин, содержание которого обошлось ФБР в 65 205 долларов и 9 центов, давал показания три дня, но его вконец заклевали адвокаты, доказав, что это не бизнесмен, а шпана из подмосковных Люберец
Я видел Левинсона 26 июня 1996 года в бруклинском федеральном суде, где он наскоро дал показания по делу Япончика, хотя заранее не был включен в список свидетелей-агентов ФБР. Левинсон подтвердил, что 2 марта 1995 года в Майами к нем обратился Волков, а 6 марта он пригласил на беседу Волошина, который тогда ж согласился сотрудничать с федеральными властями. В частности, Волошин разрешил установить в манхэттенском офисе его фирмы Summit скрытые микрофоны и камеры, а также вызвался записывать телефонные разговоры в своей квартире, за которую платило ФБР.
Двумя другими известными информаторами агента ФБР Роберта Левинсона были москвич Александр Абрамович и югослав Майкл Шранц. Абрамович родился в Виннице от корейца и украинской еврейки, со временем поселился в Москве, стал крупным бизнесменом и в октябре 1995 года уехал в США, где обратился в ФБР и с помощью бюро осел в районе Майами.. Зарабатывая гринкарту, он рассказал Левинсону, что в 1993 году познакомился с вожаком Солнцевской преступной группировки Сергеем Михайловым по кличке Михась и работал под “солнцевской крышей”, отдавая за это 40 проц. прибылей.
Шранц работал охранником и шофером в венской фирме “Атком АО”, которой руководили Давид Саникидзе, Тофик Азимов и Эдуард Иваньков - сын Япончика. В США Шранц сбежал в августе 1996 года и, явившись к Левинсону, рассказал, что весной 1994 года Иваньков-младший, Азимов, Саникидзе и Михайлов якобы предложили ему около 2 млн долларов (20 млн австрийских шиллингов) за убийство еще одного негласного обличителя “русской мафии” - проживающего в Майами Леонида Венчика, который бежал в США с никарагуанским паспортом. “Формально предложение было сделано Азимовым, - показал на допросе Шранц, - но оно исходило от Михайлова”. Затем, по словам Шранца, Саникидзе несколько раз предлагал ему убить Азимова, но вечером 11 июля 1996 года директора грузинской авиакомпании "Орби" Давида Саникидзе убили в Вене, когда он мирно прогуливался со своей подругой Мананой по тихой улочке Аннагассе в самом центре города. На глазах множества людей неприметный молодой человек подбежал Саникидзе и трижды выстрелил ему в затылок из автомата «Скорпион»..
Кто-то из «русских» осведомителей Роберта Левинсона рассказал ему, что казначеем общака в Солнцевской ОПГ был москвич Леонид Орлов, которого уличили в воровстве и по приказу Михася примерно наказали, выколов глаз, поломав руки-ноги, а также отобрав машину и трехкомнатную кооперативную квартиру. С подачи Левинсона ФБР подготовило справку о преступной активности Сергея Михайлова-Михася, и в октябре 1996 года его арестовали в Швейцарии, после чего обвинили в принадлежности к преступной организации, больше двух лет продержали в женевской тюрьме Шан-Доллон, судили и оправдали под новый 1999 год. Роберт Левинсон прилетел в Женеву уже частным лицом и выступил в суде свидетелем обвинения. Гладко выбритый, седоватый, высокий и широкоплечий Левинсон выглядел типичным киногероем-суперменом. В пиджаке-блейзере и рубашке с галстуком, все три часа перекрестного допроса он простоял прямо как Статуя Свободы, отличаясь от нее отсутствием факела и руками, сомкнутыми за спиной.
Среди прочего Левинсон сообщил суду, что Солнцевская преступная группировка, которой руководил Михайлов, вложила сотни тысяч долларов в хьюстонскую фирму, торгующую автомобилями, а также взяла под контроль несколько ночных ресторанов-кабаре на Брайтон-Бич в Нью-Йорке и в Лос-Анджелесе, причем эти увеселительные заведения стали «центром наркоторговли и местом встреч преступников». Левинсон пояснил, что “русские дела” известны ему от многих секретных источников, назвать которые он, естественно, не может. Доказать он тоже ничего не смог, а только попал впросак, когда через несколько дней после его показаний в зале суда появился вышеупомянутый Леонид Орлов, который заявил, что о страшной расправе с ним он узнал из газет. Судья Антуанетта Штадлер поинтересовалась, как у него со зрением, и Орлов ответил, что оба его глаза самые настоящие, и по просьбе судьи сначала разглядел правым глазом три ее пальца, а затем левым два. Зал от души смеялся, но, думаю, Роберту Левинсону тогда было не смешно, хотя, надо отдать ему должное, за год до этого, еще работая в ФБР, Левинсон показал, что “не получил подтверждения информации, согласно которой Орлов потерял глаз”.
В итоге присяжные оправдали Михася, признав за ним пустячное нарушение правил приобретения недвижимости. Попытка ФБР посадить Михайлова руками швейцарского правосудия и доказать реальную опасность «русской мафии» на Западе провалилась, и виновником этого провала оказался Роберт Левинсон, который не смог предоставить суду в Женеве ничего конкретного. Правда, появилась версия, будто Левинсон по просьбе руководства ФБР сознательно поломал дело Михася в Швейцарии, чтобы потом сыграть на этом при его вербовке.
Уйдя из бюро на пенсию в середине 1998 года, Роберт Левинсон, как и многие его коллеги по обе стороны фронта бывшей холодной войны, занялся частным сыском и открыл в Майами корпорацию «R.A. Levinson & Associates», одновременно работая в большой фирме частных расследований «Business Integrity International». Жил он с женой Кристиной в огороженном комплексе Isles East в Корал-Спрингс чуть севернее Форт-Лодердейла, был счастливым отцом семи детей и щедро давал интервью, не щадя «русскую мафию”, про которую ему столько известно. В декабре 1999 года Левинсон появился в спецвыпуске телепрограммы BBC “Panorama”, посвященном этой мафии.. Основным героем выпуска стал Семен Могилевич, компроматом на которого Левинсона обильно снабжали его тайные осведомители.
«ФБР считает, что собрало на меня полное досье, которое уже разослано во все страны Европы, а также в Россию и в Израиль, - сказал мне Могилевич в одном из интервью.. - А начинается все с того, что к вам в Америку прибывает человек, который либо украл деньги, либо не сумел найти себя в России и хочет преуспеть в Новом Свете. Но получить гринкарту не так просто, и он идет в ФБР, а там рассказывает о себе и о других, причем больше о других...» На мой вопрос, знает ли он хотя бы одного такого информатора, Могилевич ответил: «Конечно знаю. Живет в Майами ‘бывший русский’ Лёня, которого я видел два раза в жизни. Знаю, что он бежал в Америку с никарагуанским паспортом, который купил за 25 тысяч долларов». Речь шла об упомянутом выше Леониде Венчике, убийство которого якобы заказали Шранцу. Тому Мэнголду, ведущему программы “Panorama”, Левинсон заявил, что Могилевич «опасен, потому что расправляется со всеми, кто стоит на его пути», и ему «хотелось бы увидеть, что его приговорили». Закончил он словами, что в борьбе с Севой Могилевичем не сдался и продолжает “беседовать со многими источниками и передавать информацию компетентным органам, чтобы специальные агенты и следователи могли создать дело”..
В Иран Роберт Левинсон полетел в начале марта 2007 года. Летел он туда через Арабские Эмираты и с женой Кристиной последний раз беседовал по телефону из отеля в Дубае. Летел он не в сам Иран, а на иранский остров-курорт Киш, куда американцев пускают без визы, как в одну из трех “свободных зон” этой совсем не свободной страны, с которой США разорвали дипломатические отношения 30 лет назад. После его исчезновения 9 марта на сайте иранского англоязычного государственного телеканала Press TV появилось сообщение, что Роберт Левинсон оказался на острове Киш, чтобы «связаться с людьми, которые могли бы помочь ему сделать представление официальным иранским органам, ответственным за пресечение торговли пиратскими товарами, что входило в задачу его фирмы”. Со ссылкой на непоименованный источник Press TV сообщил, что Левинсон собирался провести там всего один день, а иранская служба безопасности насторожилась, когда принимавший американца иранец зарегистрировался в одном номере с ним. Представитель иранского МИДа Мохмад Али Хоссейни сообщил, что поиски Роберта Левинсона ведутся и, “с Божьей помощью, мы разыщем окончательные сведения о его судьбе”. 3 декабря со дня его исчезновения прошла тысяча дней, но, видимо, у Аллаха есть дела поважнее помощи в поисках Роберта Левинсона, что ясно видно из «Тысяча и одной ночи».
А судьба его российских “крестников” сложилась по-разному. Вячеслав Кириллович Иваньков отсидел больше девяти лет в Америке и вернулся в Москву, где через пять лет, 9 октября 2009 года, умер в результате покушения. Сергей Анатольевич Михайлов стал крупным бищесменом-филантропом и процветает, купаясь в лучах всероссийского признания. А Семен Юдкович Могилвич стал Сергеем Шнайдером, которого почти два года назад арестовали в Москве и сейчас судят за уклонение от уплаты налогов, но, судя по всему, оправдают. В розыскном списке ФБР он недавно вошел в первую десятку. В другом списке - американцев, похищенных и пропахших за рубежом, - значится Роберт А. Левинсон. «Хотя иранские власти обещали делиться информацией о своем расследовниии, это обещание пока не выполнятся», - заявила 3 декабря госсекретарь США Хиллари Клинтон, призвав иранцев сообщать все им известное про Левинсона либо его семье на сайт www.helpboblevinson.com, либо швейцарскому посольству в Тегеране, представляющему там Соединенные Штаты Америки.