В начале месяца журналистам, работающим по криминальной тематике, раздали фото и краткие справки по «банде Леонова». Инициатор - отдел по расследованию похищений людей департамента уголовного розыска МВД РФ. В дополнение нам рассказали, что Леонов и его банда - полные отморозки, крадут людей пачками, и с ними пора кончать. Как известно, «Новая» ведет свое собственное журналистское расследование по фактам похищений людей в Московском регионе и собрала обширное досье.
У нас снова появились вопросы, на которые нам пока никто не ответил.
Итак, цитирую справку: «Сотрудниками Депура МВД РФ разыскивается группа лиц, обвиняемая в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. В организованную группу входят:
- Леонов Дмитрий Викторович, 1977 г. р., зарегистрированный в Московской области. По имеющимся сведениям, является лидером и организатором преступного сообщества.
- Иванов Олег Валентинович, 1967 г. р., зарегистрированный в Московской области.
- Горлов Юрий Васильевич, 1952 г. р., зарегистрированный в Московской области.
Бандиты 13 сентября 2006 года похитили женщину. За освобождение пленницы они потребовали у отца потерпевшей крупный выкуп. Спустя ровно год, 13 сентября 2007 года, похитили отца женщины, и вновь семье было предъявлено требование о выкупе.
22 ноября 2007 года участники преступной группы похитили жителя Московской области и потребовали за его освобождение крупную сумму денег. Всем, кто располагает какой-либо информацией о месте нахождения подозреваемых, просьба позвонить по телефону 604-88-11. За оказание помощи в поимке преступников обещано крупное вознаграждение».
Леонов и другие
Вот, собственно, и вся справка. Переходим к нашему досье. Начнем с Дмитрия Леонова. Пожалуй, он самый загадочный персонаж. Согласно розыскному делу Леонов родился 9 мая 1977 года в Орловской области в г. Мценске. Но это не совсем так. По своим каналам я разузнал более точные данные. Леонов родился 20 апреля 1974 года и, когда появился в Москве, на руках имел паспорт V-ДТ 510898, выданный 16.11.1992 ОВД Мценского р-на Орловской области. На этот документ он оформил два телефонных номера 891045996** и 891047410**. Перебравшись в столицу, Леонов поселился в общежитии АМО ЗИЛ на Днепропетровской улице. Оформлялся в общагу не по паспорту, а по удостоверению ГМ № 526859. Какому ведомству принадлежит ксива, выяснить не удалось.
Затем следы Леонова обнаружились в подмосковном Железнодорожном на улице Смельчак. Помимо него по адресу зарегистрированы еще три гражданки, у которых тоже путаница в датах рождения. Что интересно, судя по милицейским сводкам, сосед Леонова по дому, некто Солодухин, содержал в своей квартире наркопритон и приторговывал травкой, а еще одного соседа по фамилии Литвинчук похитили 15 мая 2002 года. Пару раз Леонов и сам попадал в гаишные базы. К примеру, 17 февраля 2005 года на своем «Мерседесе» (госномер С 235 ОЕ 90) «нарушил правила проезда пешеходных переходов» и был оштрафован на 100 рублей. И еще попал на «сотку» 1 марта того же года «за превышение скоростного режима». В последнее время проживал в Москве на Елецкой улице. Поговаривают, что Леонов имел притяжение не то к гольяновским, не то к балашихинским браткам, но затем откололся и создал свою бригаду. Смелый, дерзкий, неплохой психолог.
Олег Иванов родился в совхозе Врачево-Горки Луховицкого района. До объявления в федеральный розыск проживал в Луховицах на улице Жуковского. Работал в ООО «Ютта-Сервис». Судя по адресной базе, у него есть мать Надежда 1946 года рождения, дочь Екатерина и 41-летняя сестра Ольга. Передвигался на личном «Мерседесе» с госномером Р 972 ХА 90. По словам оперативников, Иванов был судим за грабежи и разбои.
Следующий фигурант - Юрий Горлов - самый «старый» из списка. Родился в Хабаровском крае. Точные даты рождения разнятся. К примеру, по базе ГИБДД Горлов родился 08.06.1952, а по адресной «Московская область» - 01.01.1959. Прописан в Видновском районе в пос. Развилка. По этому адресу зарегистрирована супруга Людмила. В начале 90-х занимался торгово-закупочным бизнесом, но затем прогорел. Работал на разных должностях в банке «Сенатор» (с 29.10.2009 г. МБ «Сенатор» не проводит банковские операции в связи с отзывом лицензии Банком России. - С.К.).
В первоначальной редакции в списке присутствовали еще два человека. Но затем начались какие-то непонятки. Следователи попросили их фамилии убрать, а лица на групповой фотографии «замазать». Хотя они по-прежнему находятся в федеральном розыске. Видать, ребята оказались непростые.
Пленница Судакова
В милицейской справке есть упоминание о женщине и ее отце, которых банда Леонова похитила с разницей в один год. Речь идет о Лолите Судаковой и Александре Пизике. Господин Пизик являлся учредителем зарегистрированного на Виргинских островах нефтяного трейдера «Хайтрейд инвестмен ойл компани лтд» и через Новороссийский морской порт занимался поставками нефти и мазута в ЮАР. Его дочь возглавляла представительство компании с офисом на Каланчевке. По словам нашего источника, у «Хайтрейд» была сильная крыша из числа сотрудников ГРУ. Кроме того, по неподтвержденным данным, в Новороссийске Пизик отстегивал проценты некоему Руслану из чеченской ОПГ. Бизнес процветал, и Пизику казалось, что с такой крышей его никто не тронет. Однако 13 сентября 2006 года в Багратионовском проезде его дочь похитили трое неизвестных в масках. Женщине двумя ударами выбили зубы, на голову надели мешок и запихнули в автомобиль. Затем мужской голос приказал позвонить гражданскому мужу и объявить выкуп в размере пятисот тысяч долларов. Еще через час бандиты заставили позвонить отцу.
Необходимо сказать, что между отцом и дочерью были непростые отношения. Лолита Александровна - романтичная и ранимая натура. Любит путешествовать и много времени уделяет семье. Александр Федорович по своему характеру очень жесткий человек. Он постоянно подчеркивал, что в нынешние времена нужно зарабатывать бабло, а телячьи нежности будут потом. К большому удивлению похитителей, Пизик ответил, что за освобождение дочери не даст ни копейки, а звонившему пообещал большие неприятности в личной жизни.
Тем временем заложницу поместили в помещение заброшенного детского сада в Луховицах. На глаза Судаковой надели повязку, и вместе с ней постоянно находились охранники в масках, которые представлялись исключительно Артурами. Спала Судакова на грубо сколоченных нарах. По утрам ей приносили воду для умывания, сухой паек и два раза в день под конвоем выводили в туалет. Вечерами Артуры вели с заложницей душещипательные беседы на тему: «Пока мы за Родину кровь проливали, ты с отцом хапала деньги». Через двадцать дней пленницу перевезли на квартиру в Луховицах, где она наконец-то смогла помыться горячей водой.
Все это время преступники названивали Пизику и гражданскому мужу Судаковой и требовали выкуп. Родня, по совету оперативников, тянула время и требовала гарантий. Однажды на квартиру приехал один из Артуров и сообщил, что завтра Судакову отпустят, поскольку отец согласился на все выдвинутые условия. На следующий день, за исключением дамской сумочки «Эскада» (стоимость 1 тыс. евро) и мобильного телефона «Верту» (180 тыс. рублей), Судаковой возвратили личные вещи и привезли в Мытищи. Здесь пленнице выдали «секретную» sim-карту для связи с бандитами, тысячу рублей на проезд и после «отсчета до ста» разрешили снять повязку. По условию бандитов, пятьсот тысяч долларов Пизик должен был заплатить через десять дней. Но при встрече с дочерью отец заявил, что платить выкуп не собирается. Кроме того, сотрудники Дорогомиловской прокуратуры с недоверием отнеслись к показаниям Судаковой и во время беседы намекнули, что они не верят в «этот спектакль с похищением».
Тем временем бандиты постоянно связывались с бывшей заложницей и напоминали про должок. Тогда Судакова стала сама искать деньги на выкуп. За неделю ей удалось собрать всего 90 тыс. долларов, и она со слезами пришла в УБОП ГУВД г. Москвы. В странах «проклятого Запада» при каждом отделе по похищениям людей работают штатные психологи. Они возвращают к нормальной жизни бывших заложников. Это довольно долгий и кропотливый процесс, поскольку после освобождения на пленников накатывается так называемая вторая волна психоза: появляется бессонница, они начинают бояться темноты и в каждом незнакомце видят бандита. У других прогрессирует «стокгольмский синдром», и они начинают сочувствовать похитителям. Та же Судакова рассказала, что после отказа отца заплатить выкуп с криками: «Они хорошие люди, и в туалет на руках носили!» - схватила швабру и чуть было не избила его.
В стране «суверенной демократии» не до проблем потерпевших. Придя в контору, бывшие заложники и их родственники зачастую видят равнодушные глаза оперов или следователей. И только при разговоре о премиальных эти глазки начинают бегать и радостно блестеть. В УБОПе над Судаковой стали смеяться, но в конце концов посоветовали инсценировать суицид и на месяц залечь в больницу. После «суицида» звонки прекратились. Когда уже казалось, что все позади, в Краснодарском крае похитили Александра Пизика. Это случилось ровно через год после похищения дочери - 13 сентября 2007 года. В тот же день Судаковой позвонил Артур и напомнил про должок. Розыски бизнесмена результата не дали, и его местонахождение неизвестно до сих пор.
Поставщик ракетного топлива Струков
По версии следствия, еще одной жертвой «банды Леонова» стал генеральный директор ЗАО «Общемашснаб» Вадим Струков. Это предприятие занимается эксклюзивными поставками ракетного топлива на космодром «Байконур», поэтому в друзьях у Струкова всегда ходили чекисты, директора крупных оборонных предприятий и высокопоставленные чины из Министерства обороны. Несмотря на солидную крышу, следствие по делу Струкова было проведено не просто плохо, а безобразно. Уголовное дело сначала пылилось в Мытищинской прокуратуре, потом в областной, а затем было передано в главный офис Следственного комитета в Техническом переулке. Спустя год после возбуждения уголовного дела не было сделано и половины следственных действий и не получены ответы на большинство запросов. Судя по всему, с первых шагов следствие пошло по ложному пути, подозревая в похищении сына поставщика ракетного топлива - Василия. А когда спохватились, стали судорожно отрабатывать другие версии.
Утром 22 ноября 2006 года Струков выехал из своего загородного дома в деревне Пирогово на работу, однако в офисе не появился. Примерно через час он позвонил своему сыну Василию и попросил достать из тайника всю семейную заначку в сумме четырехсот тысяч долларов. Аналогичный звонок он сделал главному бухгалтеру «Общемашснаба» Шевляковой и попросил срочно перевести в доллары США все имеющиеся на расчетном счете деньги предприятия. Когда встревоженная Шевлякова перезвонила, Струков сообщил, что ему нужно вернуть некий долг. Еще через пару часов на номер Струкова-младшего позвонил неизвестный, представившийся Михаилом, и сообщил адрес, куда нужно доставить деньги. Василий обратился в УБОП Московской области и на встречу с Михаилом поехал под контролем оперативников. В пути сыну Струкова снова позвонил Михаил и потребовал «сказать ментам, чтобы они отстали, иначе отца он больше не увидит». При этом звонивший назвал госномер автомобиля оперативников. Убоповцы были вынуждены выполнить требования бандита. Четыреста тысяч долларов Василий оставил в условленном месте, но отец так и не вернулся.
Через два дня в поселке Пироговский Василий обнаружил «Мерседес» отца. У автомобиля были разбиты стекла, а в салоне лежал отцовский «Нокия». При изучении почты Струкова-старшего оперативники обнаружили его переписку с одним из руководителей ЗАО «Башпромснаб», из которой можно было сделать вывод, что между мужчинами имелся конфликт, дошедший до взаимных угроз. Кроме того, похищенный конфликтовал с бывшим партнером по бизнесу Александром Д., который пытался отобрать у него предприятие. Однако после информации «доброжелателя», что, мол, Струковы на ножах, следователи стали подозревать сына. Как мне кажется, Струкова-младшего всерьез хотели «закрыть», но его непричастность к преступлению выяснилась довольно скоро. Кто заказал похищение предпринимателя, так и осталось тайной. В свою очередь наш источник в силовых структурах выдвинул версию, что случай со Струковым - типичное заказное убийство, замаскированное под захват заложника. Теперь «Общемашснабом» руководит бухгалтер Шевлякова.
Вопросы к следствию
Еще пару месяцев назад следователи не скрывали, что похищения Струкова, Судаковой и Пизика, скорее всего, дело рук банды Дениса Шилина по прозвищу Шило и его чекистской крыши («Новая» неоднократно писала о похождениях этой банды. - С.К.). Потом в деле появился Леонов, а затем среди обвиняемых обнаружился бывший убоповец Алешин, который вел свое собственное расследование и собрал обширное досье на Шилина. Например, в обвинительном заключении Алешина по делу Судаковой есть такие строки: «…реализуя свой преступный замысел, Алешин А.С., действуя совместно и согласованно с Шилиным Д.В., Леоновым Д.В. и другими неустановленными лицами, в соответствии с заранее разработанным преступным планом, обеспечили 13 сентября 2006 года нападение на Судакову. Леонов набросил на голову мешок и нанес несколько ударов по голове потерпевшей. После этого Леонов, действуя совместно с Алешиным и Шилиным, захватил потерпевшую, надев ей на руки наручники…» Теперь Шилина убрали из уголовного дела и основными обвиняемыми стали Алешин и находящиеся в розыске Леонов и Ко. Причем, судя по милицейской справке, главарем банды похитителей вдруг стал Леонов. Куда подевался Шилин? Или его уже никто не ищет? Ответа пока нет.
По уголовному делу проходят еще несколько любопытных персонажей как из уголовной братвы, так и из бизнесменов и силовиков. Но оперативники попросили пока не раскрывать их имена.