Михаил Маркелов, бывший депутат Госдумы и брат убитого адвоката Станислава Маркелова, провел собственное расследование. Он утверждает, ему убийцы брата уже известны. Об этом Михаил Маркелов сообщил GZT.RU.
Расследование с поездками
Он рассказал, что совсем недавно он летал в Брюссель и Лондон, чтобы установить причастность к убийству некой неформальной организации. Маркелов отказался сообщить, чем она занимается. «Такая [организация] есть в России и за ее пределами. Это разные организации, но действующие по одному и тому же принципу», – заметил он.
Хоть убийцы Станислава Маркелова, утверждает брат адвоката, уже известны, называть их имена Михаил не стал. Маркелов объяснил, что обнародовать данные своего собственного расследования его заставили появившиеся в прессе публикации, связывающие убийство брата с делом Буданова. В этом деле Станислав Маркелов представлял интересы потерпевшей стороны.
Станислав Маркелов
Родился в Москве в 1974 году. В 1996 году окончил Московскую государственную юридическую академию, после чего начал работу в Межреспубликанской коллегии адвокатов, стал членом Международного союза адвокатов и Международного клуба адвокатов. С 2006 года являлся президентом общественной организации «Институт верховенства права», созданной для защиты гражданских социальных прав и свобод граждан.
Известность получил в конце 1990-х благодаря ряду громких процессов. В 1997 году защищал обвиняемых в терроризме – членов радикальной организации «Реввоенсовет», которые устроили взрывы на Ваганьковском кладбище, взорвали памятники Николаю II, пытались взорвать памятник Петру I. Затем стал известен как один из первых адвокатов, начавших работу в Чечне. В частности, именно он довел до приговора дело сотрудника ханты-мансийского ОМОНа Сергея Лапина, обвинявшегося в пытках жителей Чечни. Офицер получил длительный срок лишения свободы. Также Маркелов стал представлять интересы семьи погибшей от рук полковника Буданова 18-летней Эльзы Кунгаевой, которую военные посчитали снайпером, убившим несколько российских солдат.
Кроме того, Маркелов активно участвовал в защите интересов родственников пострадавших в результате теракта на Дубровке, представлял интересы пострадавших от массовых милицейских зачисток в Благовещенске и Калмыкии.
Одновременно он представлял интересы граждан в социально-трудовых конфликтах на различных предприятиях, представлял интересы ряда СМИ, занимался экологическими делами и активно участвовал в международной деятельности – читал лекции и проводил правовые семинары во многих зарубежных странах. Был адвокатом Михаила Бекетова, редактора газеты «Химкинская правда», жестоко избитого неизвестными в ноябре 2008 года. Адвокат вел многие дела антифашистов и активистов общественных движений.
У Станислава Маркелова осталась жена и двое маленьких детей. После смерти Рамзан Кадыров наградил его медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой», а омбудсмен республики – медалью «За защиту прав человека».
«Я готов заявить, что эта версия совершенно несостоятельна и Буданов здесь ни при чем, – уточнил Михаил Маркелов. – Кроме того, убийцы уже никак не смогут уйти от наказания, и мое выступление уже никак не помешает следствию».
Чтобы такое публичное выступление не помешало семье Станислава, а также его собственной, Михаил Маркелов принял ряд мер по обеспечению их безопасности.
«Я никогда бы не подверг опасности своих родственников, если бы знал, что мои слова могут им как-то навредить, – подчеркнул он. – Нам ничего не угрожает».
Официальное следствие
Следователи знали о том, как выглядит убийца Маркелова и чем он занимается еще в июле 2009 года. Тогда об этом заявлял Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета при прокуратуре РФ. Он рассказал РИА Новости, что ему каждую неделю докладывают о ходе расследования. Но при этом расследование идет медленнее, чем хотелось бы, добавил Бастрыкин.
Александр Бастрыкин заявлял, что найти убийцу Станислава Маркелова – это вопрос времени. «Он где-то здесь, недалеко, мы его должны найти», – говорил г-н Бастрыкин. Тогда речь шла лишь об одном убийце, а не о нескольких, как заявляет сейчас Михаил Маркелов.
В качестве основных версий убийства Станислава Маркелова следователи рассматривали его профессиональную деятельность, а также личные неприязненные отношения с убийцей.
«Следствие предполагает, что убийство мог совершить как профессиональный киллер, так и преступник-одиночка, который не согласен со взглядами Маркелова по вопросам правозащитной деятельности», – заявлял официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин
Убийство
Станислав Маркелов был убит 19 января 2009 года на улице Пречистенка. Он возвращался из независимого пресс-центра, где общался с журналистами на тему досрочного освобождения Юрия Буданова. От центра до станции метро «Кропоткинская» он шел с внештатной журналисткой «Новой газеты» Анастасией Бабуровой.
На Пречистенке киллер практически в упор выстрелили Маркелову в голову и шею. Анастасия Бабурова попыталась схватить убийц за руку. Он выстрелил ей в голову. Станислав Маркелов скончался на месте, а девушка чуть позже в больнице.
Расследование по горячим следам
Сразу после убийства следователи изучали записи с камер видеонаблюдения. Камеры на улице Пречистенка, а также на станции метро «Кропоткинская» зафиксировали убийцу.
В метро у него не сработал проездной билет, поэтому ему пришлось идти зайцем за впереди идущим пассажиром. Следователи намеревались изучить запись со всех камер, установленных на Сокольнической ветке. Так они хотели выяснить, на какой станции вышел убийца. О дальнейшем ходе расследования не сообщалось.