17 июня этого года Верховный суд Коми признал виновными в совершении этого преступления 21-летнего Антона Коростелева и 22-летнего Алексея Пулялина и приговорил их к пожизненному лишению свободы. Суд установил, что именно они виновники трагедии, которая произошла 11 июля 2005 года. Тогда примерно в 13.30 в Ухте неизвестные выплеснули у главного входа торгового центра несколько емкостей с легковоспламеняющимся веществом и подожгли его.
Огонь моментально охватил 2-этажное деревянное здание. В тот момент там находились несколько десятков человек. Многие не смогли выбраться наружу, так как все окна в «Пассаже» были зарешечены, два запасных входа закрыты. 25 человек погибли, еще 10 получили ожоги и травмы. Следствие установило, что у Коростелева и Пулялина был конфликт с племянником крупных предпринимателей, братьев Асрета и Фахрудина Махмудовых. Он закончился дракой. За нанесенное оскорбление молодых людей «поставили на деньги». Чтобы загладить причиненную обиду, они должны были выплатить полмиллиона рублей. Следствие считает, что после поджога Махмудовы сняли с Коростелева и Пулялина долг. За содеянное каждый из них получил по $5 тыс.
Признание ворам в законе
Осужденные обратились в Верховный суд России с кассационной жалобой, в которой просили отменить приговор и прекратить дело «за их непричастностью к преступлению». В свою очередь, адвокаты настаивали на пересмотре дела. Они утверждают, что никаких доказательств вины подсудимых нет, а то, что в суд предъявило следствие - является фикцией. В частности, защитники говорили об имеющейся в деле записке, которую якобы написал Пулялин. Она была адресована ворам в законе Тиграну и Юре.
В ней юноша признавался в поджоге торгового центра. Он сообщал, что «Пассаж» «заказали» братья Махмудовы (оба арестованы в июне этого года по обвинению в организации поджога. - GZT.RU). Записку обнаружили 19 декабря 2006 года в камере для административно-задержанных ОВД района Замоскворечья УВД ЦАО Москвы (в тот период обвиняемого доставляли в Москву, чтобы проверить на детекторе лжи).
Версия поджога от участника расследования
О том, что данное доказательство сфальсифицировано уже после вынесения обвинительного приговора заявил бывший сотрудник отдела по расследованию заказных убийств МВД Коми Михаил Евсеев. Он приехал в Верховный суд, чтобы выступить на заседании. «Я лично сомневаюсь, что поджог имел мест», - заявил он корреспонденту GZT.RU. По словам Евсеева, за два часа до пожара на территории «Пассажа» проводились сварочные работы, и пожар мог вспыхнуть случайно. Он полагает, что мог иметь место и поджог, однако, причастны к нему совершенно другие люди.
«Наиболее вероятной я считаю версию о том, что поджог мог быть совершен в интересах одного частного предпринимателя», - изложил свою версию Михаил Евсеев, принимавший участие в доследственной проверке и изучавший все версии случившегося. «У бизнесмена было два магазина сотовой связи». Один - в Сыктывкаре, другой - в Ухте рядом с торговым центром «Пассаж», - поведал бывший оперативник. - Накануне поджога правоохранительные органы нагрянули в магазин коммерсанта в Сыктывкаре, а на следующий день должны были проверить его ухтинский магазин».
По мнению Евсеева, зная об этом, предприниматель, подозревавшийся в торговле «серой» техникой, мог заказать поджог собственного магазина. Евсеев был уверен, что Пулялина и Коростелева использовали в качестве козлов отпущения, чтобы возложить хоть на кого-то ответственность за гибель большого количества людей. Отметим, что Верховный суд отклонил ходатайство защиты о допросе Евсеева в связи с тем, что он не давал показания в ходе процесса.
Придуманное алиби
Между тем, в Москву из Ухты приехали 7 потерпевших, чьи дети погибли во время пожара. Они заявили корреспонденту GZT.RU, что уверены в виновности осужденных. По мнению жительницы Ухты Валентины Стражниковой, потерявшей в пожаре дочь, версия о поджоге магазина сотовой связи не выдерживает никакой критики. «Пожар начался у центрального входа в «Пассаж», в то время как магазин находился в пристройке на приличном расстоянии от входа», - привела свои аргументы пострадавшая. «Есть 16 независимых свидетелей, которые видели Пулялина и Коростелева рядом с «Пассажем» 11 июля 2005 года и опознали их», - отметила Стражникова.
По словам женщины, среди них, в частности, был свидетель Александр Хозяинов, видевший, как двое молодых людей выбегают из здания незадолго до того, как вспыхнул огонь. «Еще одна свидетельница видела Пулялина и Коростелева рядом с «Пассажем». У них с собой были большие сумки, из которых пахло горючим», - добавила Стражникова.
По ее словам, в суде выяснилось, что алиби подсудимых было придумано: Пулялин с помощью своего отца организовал поддельную запись с работы о том, что в момент поджога он находился в цехе деревообработки. Слова же Коростелева о том, что в момент поджога ходил на рынок со своей девушкой покупать кроссовки, также не нашли подтверждения. «Впоследствии она призналась, что соврала», - отметила Стражникова.
«Моей дочери Наташе было 34 года, - сквозь слезы произнесла женщина. - В день пожара она пошла в «Пассаж», чтобы купить какой-нибудь наряд внучке, у которой был день рождения. Дочь умерла у меня на руках: узнав, что здание горит, я успела забежать туда». Стражникова призналась, что до сих пор не может забыть о трагедии: «Из 25 погибших 24 - молодые женщины, истерзанные огнем».
Исключительная опасность для общества
Примечательно, что в Верховном суде потерпевшим толком так и не дали высказаться. «Вы не писали жалобы на приговор, и поэтому можете только сообщить, согласны вы с ним или нет», - объяснила одна из судей кассационной коллегии пострадавшим. «Мы на сто процентов уверены, что наших детей убили Пулялин и Коростелев и оставили наших внуков без матерей», - заявила потерпевшая Глафира Баженова. «Именно эти нелюди убили мою 19-летнюю дочь», - вторила ей другая пострадавшая Светлана Сухинская.
Осужденные участвовали в слушании с помощью видеосвязи, установленной с Верховным судом из СИЗО Ухты. Сидя за маленьким столом, буквально плечом к плечу, они продолжали настаивать на своей непричастности к поджогу. В своих жалобах они заявили, что признательные показания в ходе следствия они дали под давлением. «Я хочу, чтобы приговор был отменен, а вопиющие факты фальсификации доказательств были изучены в ходе нового разбирательства», - заявил судьям Верховного суда Коростелев. Пулялин его поддержал.
«За 20 лет своей практики я не видел нелепей дела», - заявил адвокат одного из осужденных Руслан Коблев. В свою очередь, гособвинители Юрий Овчинников и Татьяна Хомицкая утверждали, что приговор законен. Пулялин и Коростелев могли отказаться от преступления, но были заинтересованы в нем, так как хотели получить деньги, указал Юрий Овчинников.
Его коллега добавила, что подсудимые представляют исключительную опасность для общества - ранее оба уже были дважды судимы за кражу и грабеж. «Государство и общество дало им шанс исправиться, но, освободившись условно-досрочно, они совершили новое преступление, - подчеркнула Хомицкая.
«Не зря приехали»
Приговор Верховного суда Коми Верховный суд России несколько подкорректировал. В частности, были изменены сроки, назначенные осужденным за каждое из совершенных ими преступлений: убийство двух и более лиц, покушение на убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, причинение вреда здоровью средней тяжести и уничтожение чужого имущества. Однако окончательное наказание было оставлено прежним. Услышав, что вердикт не отменен, многие из потерпевших разрыдались. «Слава богу, мы не зря приехали», - воскликнула одна из пострадавших.
Отметим, что это не первый процесс по делу о поджоге торгового центра «Пассаж». В июне прошлого года Коростелев и Пулялин были оправданы коллегией Верховным судом Ухты, состоявшей из трех профессиональных судей. Впоследствии приговор был отменен, дело направлено на новое рассмотрение. Оно и завершилось 17 июня обвинительным приговором.