Журналистские расследования. Авторский проект Андрея Калитина
партнеры проекта
ГЛАВНАЯ   |   О ПРОЕКТЕ   |   КОНТАКТЫ   |   БЛОГ   
Больше, чем полицмейстер



С момента отставки Владимира Пронина прошло четыре месяца, и кандидатура его сменщика может определиться в ближайшее время. Непростой выбор начальника московской милиции станет знаковым событием в кадровой политике президента и в отношениях Кремля и московских властей.
Президент Медведев, лично уволивший прежнего главу столичного ГУВД, заявляет, что спор о кандидатуре нового явно затянулся.

Кураторство над силовыми ведомствами - официальная президентская прерогатива. И вроде бы ничто не мешало Дмитрию Медведеву при очередной встрече с Рашидом Нургалиевым просто напомнить своему министру в рабочем, как говорится, порядке, что в Москве давно пора назначить постоянного начальника ГУВД взамен снятого в апреле генерала Пронина.

Но, судя по всему, это тот случай, когда простого президентского напоминания как-то маловато. Понадобилось публичное политическое заявление. Форма для него была выбрана классическая: ответ на неслучайный вопрос журналиста, заданный в среду далеко от Москвы - в Улан-Баторе.

«- Дмитрий Анатольевич…, когда будет назначен новый руководитель ГУВД города Москвы?
- Действительно, нам необходимо определяться. Надеюсь, что в ближайшее время окончательные предложения министром будут сформулированы. Я соответствующий указ на новое руководство Управления внутренних дел Москвы подпишу».

Теперь, если министр внутренних дел не оправдает надежду президента, это будет выглядеть уже как прямой вызов. Так что назначение шефа столичной милиции - предположительно, вопрос ближайших дней.

Впрочем, четыре месяца назад, после недобровольной отставки Владимира Пронина, многие из осведомленных лиц тоже полагали, что назначение преемника - вопрос дней, самое большее недель. Но эти ожидания не оправдались. И не зря.

Глава московского ГУВД, по-старинному - обер-полицмейстер, никогда не был просто чиновником. Со времен Петра Великого в сфере его ведения были не только поддержание спокойствия и порядка в городе, но также и «надзор» за торговлей и городским благоустройством, контроль за соблюдением предписаний высших начальствующих лиц, а сверх того и еще многое, что он сам сочтет подлежащим личному своему присмотру.

При всех сменяющих друг друга режимах этот широчайший комплект полномочий почти не менялся.

Полицмейстер в Москве больше, чем полицмейстер. Так было, и так есть. Поэтому реальный вес главы столицы напрямую зависит от того, его ли человек возглавляет силы правопорядка.

И в конце апреля Юрий Лужков вовсе не считал, что бойня, учиненная пьяным майором Евсюковым, - это достаточная причина для отставки московского милицейского начальства: «Я только сейчас узнал об этом решении. Я сожалею об этом. Пронин - эффективный начальник ГУВД, боевой генерал, который предотвратил теракты в Москве…»

Увольнение генерала Пронина через день после убийств, совершенных его подчиненным в супермаркете «Остров», стало одним из самых серьезных кадровых решений в президентской биографии Дмитрия Медведева. Однако назначить нового милицейского шефа - гораздо более сложное дело, чем отстранить старого.

Властная вертикаль, в которой решения спускаются сверху и безоговорочно принимаются снизу, - всего только мечта, существующая в воображении высших лиц. Как только доходит до чего-то серьезного, стычки чиновных кланов могут тянуться до бесконечности.

Команда Юрия Лужкова видит в перспективе появления на этом посту «чужого человека» что-то вроде пролога к отбиранию у себя власти и, видимо, в этом права. До выборов в Мосгордуму осталось шесть недель. Их организуют как референдум о доверии мэру. И если Лужков сохранит контроль над ситуацией, то после выборов у него появятся новые козыри, которых на сегодня явно не хватает. Поэтому для московской власти появление «чужого» начальника ГУВД в настоящий момент особенно нежелательно. Если не получится выдвинуть «своего», то в ее интересах тянуть время.

Свои виды на московское ГУВД неизбежно есть и у Министерства внутренних дел, которое формально и выдвигает кандидатуру начальника. Но ведомство Рашида Нургалиева подвергается критике со всех сторон и, судя по заявлениям министра, занято сейчас доказательством того, что способно внезапно и радикально улучшить свою работу. В такой атмосфере лоббистские возможности понижены.

Не говоря уже о том, что на сегодня главная кадровая забота Нургалиева и, кстати, постоянная тема его собеседований с президентом - укрепление северокавказских подразделений МВД, явно не справляющихся с волной насилия, против них во многом и обращенного.

Сведения о возможных претендентах, которые просачиваются в прессу или просто попадают туда в результате специально организованных утечек, добавляют пока не так много нового. Во времена Путина это даже была почти верная примета: если чья-то фамилия начинает публично обсуждаться, значит, назначен будет другой человек.

Ну а если на сей раз такая традиция будет нарушена, то это, пожалуй, стало бы знаком, что на должности назначает уже Медведев. Судя по его улан-баторскому заявлению, именно такую задачу он перед собой и ставит. Но вот четыре месяца не может решить.

Однако теперь вопрос открыто переведен на высший государственный уровень. Кем бы ни оказался новый милицейский шеф - «кремлевским», «московским», «ведомственным», «нейтральным» или еще каким-то, его назначение неизбежно станет знаковым.

Для всех, кого интересует то, что происходит за стеной, тема захватывающая. А вот рядовой москвич вряд ли даже и заметил, что родная милиция аж с весны существует без постоянного начальника.

Под временным руководством генерала Иванова, с апреля исполняющего обязанности шефа ГУВД, милиция Москвы работает так же, как и раньше. «Для простого сотрудника чем меньше начальства над ним, тем лучше. Есть начальник, нет его - честно говоря, до лампочки», - так сказал в одной из радиопрограмм отставной милицейский офицер, и большинство его действующих коллег низового и среднего звена с этим, видимо, согласны.

Увольнение Владимира Пронина произошло при таких обстоятельствах, когда в любом уважающем себя обществе отставка обер-полицмейстера была бы абсолютно неизбежной. Усаживание в это же кресло нового человека не будет иметь никакого общественно полезного смысла, если случится лишь в порядке верхушечного выяснения отношений или «полного искоренения коррупции за один месяц».

Охранительной системе нужны не истерические «кампании по борьбе», а внутреннее оздоровление. Чтобы она хоть понемногу начала сама отторгать таких, как Евсюков. Конечно, сделать это во много раз труднее, чем тасовать засаленную кадровую колоду. Но тем и отличается большая политика от больших должностных интриг.
















Rambler's Top100 Каталог сайтов - Refer.Ru ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!