6 марта в Таиланде состоится очередное заседание по делу об экстрадиции россиянина Виктора Бута в США. В этот же день исполняется ровно год с момента задержания Бута, которого американцы подозревают в незаконной торговле оружием. С супругой тайского узника Аллой Бут поговорил корреспондент "Известий" Владимир Демченко.
Пару раз в морду дал - все успокоились
С Аллой мы встретились в кафе на Смоленке. У нее поминутно звонил телефон - в Москву она выбралась ненадолго, до возвращения в Таиланд оставалась пара дней, а дел надо было сделать уйму.
вопрос: Для вас, наверное, Таиланд уже стал вторым домом?
ответ: Это, конечно, слишком, но последние полгода я действительно в основном живу в Бангкоке. Где же мне, собственно, еще быть?
в: А мужа часто удается видеть?
о: В Таиланде тюремный режим отличается от аналогичного российского. Там любой человек может посетить любого заключенного в любой день. Есть законные полчаса на свидание каждый день с 8 утра до 3. Нужно только написать заявку, ее относят заключенному - и он либо соглашается, либо нет. Раньше мне давали еще час благодаря письму из посольства. Но теперь по письму почему-то не пускают.
При тюрьме имеется несколько магазинов, где я могу покупать продукты для мужа. Там при мне все герметично упаковывают, и сотрудники тюрьмы все ему передают из рук в руки. Вообще, нужно понимать, что такое тайская пища, да еще в тюрьме, - для европейца просто несъедобно. Там есть такой ящик с тремя полками - завтрак, обед и ужин. И посетители могут попробовать то, чем кормят заключенных.
Эту баланду даже тайцы не едят. Наше консульство неоднократно обращалось и к начальнику тюрьмы, и в министерство юстиции Таиланда с просьбой об улучшении содержания российского гражданина Виктора Бута, но получило официальный ответ: в связи с тем, что никаких особых оснований к этому нет, он содержится на общих правах со всеми тайскими заключенными.
в: Как у него отношения с сокамерниками?
о: Знаете, Виктор содержится в тюрьме особо строгого режима. Это такая тюрьма в тюрьме. В его камере 28 человек, причем среди них есть и осужденные. То есть убийцы, воры и так далее.
в: Не обижают его?
о: Ну, во-первых, он говорит, что там нет такой иерархии, как у нас в тюрьме. А во-вторых, Виктор - он здоровый. Пару раз в морду дал, и все успокоились. Условия, конечно, тяжелые. У них 1,2 кв. метра на человека, никаких нар, люди спят просто на полу рядками. Никакой вентиляции, кондиционеров, чистой питьевой воды.
в: Вы не смотрели фильм "Бангкок Хилтон" с Николь Кидман? Не похоже?
о: Может быть, чуть помягче. Но есть масса вещей, за которые приходится бороться и мне, и нашему консульству. Например, раньше его возили в суд босиком и в кандалах. Но в той же тюрьме сидел какой-то европеец, который долго судился с властями за право носить обувь. И Виктор в какой-то момент отказался ехать в суд босиком. Теперь ему разрешают надевать кроссовки. Вообще, нельзя не заметить, что отношение к Виктору поменялось. Если раньше его возили со спецназом на спецавтобусе, то сейчас ездит со всеми.
в: Почему, как вы думаете?
о: Не знаю... Мне кажется, потому что уже и сами тайцы понимают, что против Виктора ничего нет, что никакой он не торговец смертью и его надо будет скоро отпускать.
Виктор Бут поехал в Таиланд, чтобы продать самолет
Виктора Бута задержали 6 марта прошлого года в гостинице в Бангкоке. Поводом послужил запрос об экстрадиции в США - американцы всему миру представили владельца транспортной компании Виктора Бута как торговца оружием, "снабжающего смертью" всю Африку, Азию и Латинскую Америку. По версии американцев, в Бангкок Бут приехал, чтобы договориться о продаже партии ПЗРК колумбийской FARC. От имени этой организации выступали два американских агента, чьи показания были растиражированы по всему миру. Впрочем, с самим Бутом эти люди не встречались и не разговаривали - переговоры якобы велись через посредников.
в: Алла, вот ответьте прямо: ваш муж оружие в Африке перевозил?
о: Виктор уже не раз отвечал на этот вопрос. Конечно, его компания кроме огромного количества гуманитарных и технических грузов перевозила военные. По государственным контрактам. Если все документы в порядке, все задекларировано, то компания Виктора бралась и за такую работу. Очень много чего мы возили. В 96-м году в Эмиратах вообще получили приз за второе место по грузообороту. Это после "Люфтганзы". И многим не нравилось, как быстро развивается его компания. Американцы постоянно пытались его завербовать. Чтобы он им докладывал, куда и с кем, например, летает президент Кении. Виктор не согласился. В то же время его конкуренты постоянно пытались развалить его бизнес. И не самыми чистыми методами. Эти конкуренты, кстати, не кто-нибудь, а наши с вами соотечественники. Такие же россияне, пытающиеся закрепиться на африканском рынке. В итоге им все удалось: с 2002 года транспортная компания Виктора - банкрот.
в: Ну так если еще в 2002 году конкуренты своего добились, то почему же сейчас все продолжается?
о: Маховик уже был запущен. Вы же знаете, что для того, чтобы компанию Виктора развалить, составили даже доклад ООН. Мы прекрасно знаем, кто и как его составлял. Какие-то люди зарегистрировали в Брюсселе институт. Там в штате один сотрудник и секретарша. И вот этот сотрудник поехал в Эмираты и пошел к тем самым конкурентам Виктора. Дескать, знаете такого? Знаете, что возит? А те и рады стараться. У самого Виктора вообще ничего не спрашивали. И вообще, кто-нибудь этот доклад читал? Там одни предположения. Предполагается, что какие-то самолеты перевозили оружие. И предполагается, что эти самолеты принадлежали Виктору. И никаких доказательств.
в: Американцы говорят, что он поехал в Таиланд продавать оружие. А сам он что говорил, зачем он туда едет?
о: Он ехал на деловую встречу и просто отдохнуть. У них один самолет остался, и он пытался его продать последние полгода. И поехал он вместе со своим партнером. Обо всем этом он очень подробно рассказал в суде 22 декабря.
в: Ваш муж в тюрьме уже год. Что произошло за это время, на каком этапе сейчас процесс?
о: Вот смотрите: задержали Виктора в марте, практически сразу после того, как он из аэропорта приехал в гостиницу. А слушания начались только 22 сентября. Тогда заслушали двух спецагентов, которые его задерживали. И они подтвердили, что у них ордеров - ни на обыск номера, ни на прослушку - не было. Это значит, что все изъятия были проведены незаконно. Но и этого они в суд не представили. Вообще никаких доказательств. И надо сказать, что слушания почти закончены. Больше некого слушать. Последнее заседание было 22 декабря, на нем выступал Виктор. Он не закончил, должны были продолжить 23-го, но отложили на март. Мне кажется, уже и сами американцы понимают, что Виктор в итоге, скорее всего, поедет домой, в Россию. Потому что ничего у них нет. Вы, кстати, знаете, что его арестовывали дважды?
в: Да? Впервые слышу...
о: Об этом никто не писал. Сначала его арестовали по какому-то обвинению в организации террористического заговора. Бред какой-то. Потом объявили о закрытии дела ввиду отсутствия состава преступления. Это было в мае прошлого года. Собрал вещи и уже шел к воротам. Но там его снова арестовали. Теперь уже по обвинению в угрозе жизни американским гражданам. Кому? Каким образом? Ничего не понятно. А первый раз арест был незаконным. И Виктора продержали в тюрьме 2 месяца просто так!
в: Конгрессмены США обратились к правительству Таиланда с просьбой ускорить экстрадицию. А российское посольство, власти каким-то образом оказывают вам содействие?
о: Я говорила с Виктором по поводу обращения сенаторов. Он даже подготовил специальное заявление. Мы расцениваем его как давление на власти Таиланда и вмешательство в ход судебного процесса. Сам факт обращения лишний раз подтверждает, что это дело чисто политическое. Если бы у американской стороны были доказательства, она представила бы их суду. Они же действуют путем заявлений и обращений.
Что касается российского посольства, то здесь надо разделить: есть консульский отдел, который нам помогает на все 100 процентов. Консул часто приезжает, разговаривает с Виктором, выполняет какие-то просьбы, присутствует на процессе. Что касается помощи российской власти по существу дела, то, к сожалению, ее нет. Хотя, если Виктора все-таки выдадут США, то это будет серьезный прецедент. Это значит, что американцы, пользуясь своим влиянием, своими деньгами, могут в любой стране задержать россиянина по любому надуманному предлогу. Здесь недавно какого-то генерала из Ирана задержали. Вообще чуть ли не с поличным. Так правительство Ирана такой шум подняло, что этого генерала мигом домой отправили. А российские власти пока никакой заинтересованности не продемонстрировали.