Журналистские расследования. Авторский проект Андрея Калитина
партнеры проекта
ГЛАВНАЯ   |   О ПРОЕКТЕ   |   КОНТАКТЫ   |   БЛОГ   
Черные алмазы
Александр Гендлин,
Израиль,
специально для НБР.


На этой неделе первый канал израильского телевидения сообщил, что в течение ближайших двух недель полиция завершит расследование дела подозреваемого в коррупции министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана, после чего оно будет передано в прокуратуру. В прессу попадают все  новые и новые подробности этого скандала, в очередной раз носящего характер мафиозного триллера с российским душком. Дело тем временем расширяется не только на бумаге, но и географически - следы «подвигов»  министра Либермана и его «партнера»  - русского эмигранта Михаила Черного - привели полицию в Африку.

Как отмечают источники в полиции, именно новые подробности этого дела не позволяло закончить следствие в срок и передать дальнейшее рассмотрение деяний израильского министра в руки прокуратуры и суда.   
 
В рамках следствия по делу Авигдора Либермана полиция допросила 35-летнего израильского мультимиллионера Дана Гертлера, занимающегося торговлей неограненными африканскими алмазами, сообщает Haaretz. Гертлер был задержан и допрошен в начале года, сразу после возвращения в Израиль из Африки. Его подозревают в подкупе Авигдора Либермана в тот период, когда лидер НДИ занимал пост министра инфраструктуры в правительстве Ариэля Шарона, сотрудничестве с бывшим российским олигархом Михаилом Черным, а так же противоправных действиях, связанных с торговлей африканскими и российскими алмазами.

По данным Haaretz, Гертлер заработал сотни миллионов на алмазной концессии, полученной от правительства Демократической республики Конго (бывший Заир), а Авигдор Либерман, используя свое служебное положение, оказывал ему активное содействие в получении монопольного права на вывоз конголезских алмазов от президента Конго Лорана Кабилы.

Источником информации о деловом партнерстве Гертлера и Либермана в конголезской сделке является один из участников этой сомнительной операции, отставной сержант Йоси Камиса, бывший офицер полицейского контртеррористического подразделения ЯМАМ. Этот человек по плану Либермана должен был стать основателем новой алмазной армии Черной Африки.

Камиса в конце 90-х годов был активистом штаба партии «Наш дом Израиль», а в 2001 году, когда Либерман получил пост министра инфраструктуры, Камиса был назначен советником начальника его канцелярии. По словам Камисы, еще до этого, будучи депутатом, Либерман предложил ему отправиться военным советником в Конго, объяснив, что правительству этой страны требуется срочная помощь израильских военных профессионалов, а алмазные дельцы готовы будут щедро финансировать создание вооруженных сил. Для более подробных объяснений Либерман направил Камису к Гертлеру.

Далее история, согласно показаниям Камисы, развивалась следующим образом. Дан Гертлер предложил бывшему бойцу полицейского спецназа организовать систему военной подготовки конголезской армии, объяснив, что власти Конго требуют помощи израильских военных специалистов в качестве одного из условий выгоднейшей алмазной сделки. Камиса отправился вместе с Гертлером в Киншассу, встретился с президентом Лораном Кабилой и его сыном Джозефом, занимавшим пост начальника генштаба, и вскоре были заключены два соглашения — о военном сотрудничестве и… о предоставлении компании Дана Гертлера права на добычу и экспорт конголезских алмазов на общую сумму от 800 миллионов до миллиарда долларов.

Затем, как заявляет Камиса, Гертлер поручил ему организацию эффективной охраны алмазной монополии в Конго с тем, чтобы пресечь массовую контрабанду драгоценных камней, которая в Конго всегда процветала. Однако всего два месяца спустя алмазоторговец внезапно разорвал деловое партнерство с бывшим спецназовцем, оставив того глубоко разочарованным и обиженным.

По версии Камисы, причиной сворачивания делового партнерства стала появившаяся в израильской прессе разоблачительная статья «Возьми алмазы, дай армию» о военно-алмазной сделке Гертлера в Конго. Информация о сомнительных операциях израильского торговца в Конго, вызвавших сильный скандал в прессе африканской страны, поступила в Израиль от тогдашнего израильского посла в Демократической республике Конго, и Дан Гертлер решил избавиться от «компрометирующих связей» с бывшим полицейским спецназовцем.

Представители Гертлера утверждают, что Камиса был уволен за профнепригодность и поведение, «не соответствующее высоким стандартом отрасли», а военное сотрудничество с режимом Кабилы ограничивалось «эпизодическим» консультированием по оборонным вопросам. Якобы конголезские власти просто просили алмазного торговца порекомендовать им какого-нибудь израильского военного эксперта, он прислал Камису, но африканцы заявили, что им нужен «генерал, а не сержант».

После увольнения в октябре 2000 года, Камиса явился выяснять отношения в контору Гертлера и нашел там адвоката Йоава Мани, который так же проходит в качестве подследственного по делам  Либермана и Черного. Мани предложил обиженному «военному эксперту» подписать договор об отказе от любых претензий по конголезскому делу на будущее в обмен на 1.4 миллиона шекелей отступного немедленно. Камиса деньги взял, но в 2004 году все-таки подал иск против Гертлера. Он дошел до Верховного суда, но проиграл — судьи не нашли оснований рассматривать претензии, предъявленные в нарушение собственноручно подписанного отставным сержантом договора. Тогда оскорбленный Камиса отнес все показания и документы о «военно-алмазной сделке» и сотрудничестве Гертлера, Либермана и Черного в полицию, и сейчас эти материалы расследуются в рамках «дела Либермана».

Дан Гертлер заявил полиции, что никогда не был бизнес-партнером Авигдора Либермана — кроме того, что в 1998 году нанял его на должность консультанта после того, как Либерман уволился с поста главы канцелярии правительства. Дан Гертлер также заявил, что его партнерство с Михаилом Черным было кратковременным. По словам Гертлера Черной хвастался своим связями среди российского руководства, рычагами влияния в российских силовых структурах и т.д. Однако, через некоторое время, понимая, что цели Черного (как в отношении алмазного бизнеса, так и в отношении строящихся в Африке вооруженных формирований) не совпадают с его собственными целями, Гертлер отказался от партнерства с Михаилом Черным.

Адвокат Черного Яков Вайнрот заявил, что его клиент отказывается прокомментировать сведения, содержащиеся в этой статье. В отношении другого своего клиента -
Авигдора Либермана, адвокатская контора Вайнрота заявила, что в настоящее время Либерман ждет окончания полицейского расследования, а потому отказывается говорить с представителями прессы на эту тему.

В статье Haaretz также указывается, что расследование против Авигдора Либермана должно быть закончено в ближайшие недели, после чего полиция передаст свои рекомендации прокуратуре. Впрочем, именно постоянное расширение было вызвано и тем, что, по словам источника,  имели место «постоянные попытки Либермана и его окружения помешать расследованию». Глава НДИ якобы трижды пытался изменить названия компаний, через которые, предположительно, переводились деньги, причем уже после того, как полиция начала следствие. По версии полицейских, последний случай имел место в 2006 году.
 
Агентство NRG-Maariv, в свою очередь, приводит слова полицейских, которые утверждают, что попытка создания помех следствию может стать еще одним серьезным обвинением против министра и его сообщников.

Между тем, в июне этого года прецедентным решением Верховного суда Израиля были ужесточены наказания за коррупцию. А президент Франции Николя Саркози во время встречи с главой израильского правительства Биньямином Нетаниягу заявил, что он хорошо относится к Израилю, израильскому правительству, руководителям израильского МИДа, но Либермана у себя принять не может. Саркози не может потребовать у Нетаниягу снять Либермана с должности. Он просто намекнул…


















Rambler's Top100 Каталог сайтов - Refer.Ru ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!