Журналистские расследования. Авторский проект Андрея Калитина
партнеры проекта
ГЛАВНАЯ   |   О ПРОЕКТЕ   |   КОНТАКТЫ   |   БЛОГ   
Черный пиар против российского бизнеса
Вадим Левин
"Комсомольская правда", 14.12.2006

В начале октября российские компании РУСАЛ, СУАЛ и швейцарская Glencore подписали соглашение о слиянии своих алюминиевых и глиноземных активов. В результате этой сделки появится крупнейшая в мире алюминиевая компания - Объединенная компания "Российский алюминий" (United Сompany RUSAL).


Сразу после этого представители всех трех сторон единодушно заявили, что стремятся создать глобального лидера алюминиевой индустрии, у которого есть все предпосылки для дальнейшего укрупнения и диверсификации горно-металлургического бизнеса и экспансии на международных рынках.

То, что российский бизнес ищет и находит выходы на зарубежные рынки, можно только приветствовать - это гигантские инвестиции, направленные на рост нашей экономики и ее технологическое обновление.

Но, по всей видимости, кто-то решил извлечь из этого выгоду и для себя лично. И пока менеджмент компаний занят документальным оформлением сделки, готовится масштабная пиар-кампания по дискредитации РУСАЛа и лично Олега Дерипаски.

Вчера пресс-служба компании "Базовый элемент", принадлежащая Дерипаске, распространила пресс-релиз. "Базовому элементу" стало известно, что в ближайшее время в сети Интернет может появиться ресурс, на котором будет размещена лживая информация в отношении компании и аффилированных с ней бизнесах, а также ее бенефициарном владельце Олеге Дерипаске, говорится в пресс-релизе. С этой целью на лиц, проживающих в Молдавии, Украине и Великобритании, зарегистрированы доменные имена www.deripaska-rusal.com, www.deripaska-rusal.ru, www.rusal-deripaska.ru, www.rusal-deripaska.com, www.olegderipaska.com и др.

В дальнейшем информацию, опубликованную на указанном интернет-ресурсе, планируется использовать для размещения в российских и зарубежных печатных и электронных СМИ.

Как представляется, появление такого интернет-ресурса означает, что против компании "Базовый элемент", аффилированных с ней бизнесов и лично против Олега Дерипаски инициирована широкомасштабная информационная кампания. Ее целью является нанесение репутационного ущерба Олегу Дерипаске и принадлежащим ему компаниям, срыв планов их развития, в том числе на международной арене.

То, что это не напрасные опасения, подтвердил директор департамента одного из крупнейших российских PR-агентств Сергей Шатунов:

- Нам известно, что на "рынке" недавно было предложение создать и раскрутить в Интернете сайт с негативными материалами в отношении РУСАЛа и Олега Дерипаски и даже привели тексты планируемых к размещению на нем статей. Все публикации предполагается осуществлять на трех языках - английском, французском и русском.

Насколько мне известно, в информации, предполагаемой к размещению на сайтах, было и традиционное для таких акций "уклонение от уплаты налогов", и "связи с мафией", и даже такое экзотическое обвинение, как "торговля наркотиками".

Не обошлось и без политики: в некоторых материалах говорилось, что Дерипаска "поучает" Владимира Путина управлять страной, а "в узком кругу" позволяет себе негативно отзываться о нем и его окружении. По плану заказчиков, в дальнейшем все эти рассказы должны были перекочевать из Интернета на страницы газет.

Вообще-то "обличительные" PR-кампании такого рода были распространены в 90-е годы, в период передела собственности. Но сейчас другие времена: теперь крупные компании и предприниматели очень внимательно относятся к своей деловой репутации, а главное - обладают всеми необходимыми правовыми инструментами для ее защиты.

Думаю, что сегодня не только мы, но и ни одно уважающее себя PR-агентство за такую работу не возьмется.

Известный российский юрист Александр Трещев связывает планируемую информационную атаку на РУСАЛ с изобретенным на Западе способом финансового шантажа, известного как "гринмейл". В России о нем впервые заговорили, когда миллиардер Кеннет Дарт вступил в борьбу с компанией "ЮКОС" за региональные дочерние предприятия нефтяной компании. Дарт обвинил "ЮКОС" в покупке нефти у "дочек" по заниженным ценам, в недоплате зарплаты работникам предприятий и т. д.

В мировой практике широко известны случаи подачи гринмейлерами исков против шантажируемых компаний в иностранные суды на заведомо неподъемные суммы. Причем, как правило, это происходит накануне значимых для объектов шантажа событий. Делается это в расчете на то, что ответчик заплатит "во внесудебном порядке" какие-то деньги просто за то, чтобы ему не портили репутацию.

"Не исключено, что РУСАЛ действительно столкнулся с аналогичной проблемой финансового шантажа", - считает Александр Трещев. Он ссылается на газету "Ведомости", которая сообщила о том, что М. Черной подал иск к О.Дерипаске в Высокий суд в Лондоне. "Олег Дерипаска и алюминиевый магнат 90-х Михаил Черной были партнерами 10 лет, а теперь они заклятые враги, - пишет газета, - Черной утверждает, что Дерипаска должен ему 3 миллиарда долларов, и грозится отсудить у него до 40% акций РУСАЛа. Дерипаска же называет эти претензии вымогательством".



















Rambler's Top100 Каталог сайтов - Refer.Ru ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки!